О том, что в Германии отсутствует развитая инфраструктура для импорта СПГ специализированными судами-газовозами, заявил министр экономики ФРГ Роберт Хабек. А вот выводы из этой ситуации сделал немецкий экономист Айка Хамер, который в разговоре с RT прямо высказал мнение по газовому вопросу: если из-за антироссийских мер потерпит крах экономика Германии, то «развалится и вся Европа».
Итак, будем учитывать, что мировой газовый рынок является динамично развивающейся подсистемой мировой экономики. В то же время единый мировой рынок природного газа еще не сформирован. Это связано в первую очередь со спросом на голубое топливо, освоением и разработкой новых газовых месторождений, развитием газовой инфраструктуры как стран-экспортеров, так и стран-импортеров, их взаимодействие и связь с транспортной составляющей.
Стратегическая ниша
Для нашей страны мировой рынок природного газа -это стратегическая ниша. По запасам природного газа Россия занимает первое место в мировом рейтинге. В целом в структуре мирового потребления энергоносителей природный газ находится на третьем месте после нефти и угля и занимает 25% от общего объема потребления. В течение последних десятилетий роль и значение природного газа в энергобалансе мировой экономики постоянно возрастает вследствие его высокой эффективности в качестве энергетического ресурса и сырья для промышленности и повышенной в сравнении с нефтью и углем экологичностью.
Напомню, всего на планете запасы природного газа составляют 138 трлн кубометров. И с гордостью отмечу, что в природных кладовых России самая большая доля - 24%, далее Иран - 18% и замыкает тройку лидеров Катар - 11%..
Остается уточнить, что поставки газа осуществляются по следующим схемам: первое — это с использованием трубопроводного транспорта (обычная прокачка), второе -с привлечением специализированных судов-газовозов. Что касается СПГ — то сжиженный природный газ поставляется только судами газовозами.
«Газпром». В 2021 году компания экспортировала в дальнее зарубежье 185,1 млрд куб. м газа - на 5,8 млрд куб. м больше, чем в 2020 году. Это четвертое место среди исторических рекордов компании. Отмечу, что закупку российского трубопроводного газа нарастили 15 стран. Больше всех крупнейшие потребители - Турция (+63%), Италия (+20,3%), Германия (+10,5%). Около 40% глобальной торговли газом, который экспортируют 20 государств, а импортируют 42, приходится на СПГ..
СПГ.Мировые державы переходят на более «чистые» виды энергоресурсов, один из которых - СПГ. Здесь важно отметить, что в промышленности используется два вида газа - Liquified Natural Gas и Liquified Petroleum Gas. И для его транспортировки также используются суда-газовозы двух типов: суда-газовозы LNG и суда-газовозы LPG. И это совершенно разные суда.
1. Газовозы LNG перевозят Liquefied Natural Gas (сжиженный природный газ), где температура газа составляет -160 °С. При этом происходит сжатие газа по объему в 600 раз, а его вес уменьшается вдвое по сравнению с газообразным состоянием.
2. Газовозы LPG предназначены для перевозки Liquefies Petroleum Gas (сжиженный нефтяной газ пропан-бутан), который транспортируется при температуре -55°С. Газовый конденсат, полученный при добыче нефти или газа и его очистки (сепарации)0. В жидкое состояние газ переводят при охлаждении до критической температуры и последующей конденсации в результате отвода теплоты парообразования.
3. А вот суда FPSO (Floting, Production, Storage and Offloading vessel) — это специализированные суда-фабрики, которые устанавливаются на разрабатываемых скважинах на шельфах, из которых поступает конденсат - нефть, газ, вода и прочие примеси. Установленное на данных судах оборудование обеспечивает сепарацию конденсата, его первичной очистки от различных примесей, включая сероводород и углекислый газ. А также дальнейшей обработки, раздельного накопления нефти и газа в специализированных танках для последующей перегрузки накопленного продукта на специализированные танкеры-газовозы или танкеры для транспортировки нефти. Важно отметить, что суда FSPO являются самыми дорогостоящими проектами в судостроении, их стоимость достигает до $300 млн.
Конкуренция на рынке идет в двух направлениях - между странами, которые добывают газ, перерабатывают его в СПГ и в сжиженном виде поставляют на рынок, и транспортными компаниями, у которых есть флот, суда-газовозы LNG и LPG.
Австралия стала крупнейшим в мире экспортером СПГ в 20^1 году, обойдя Катар, согласно данным Kpler, исследующей рынок. Объем экспорта австралийского продукта в 2021 году составил 80,23 млн т. Почти весь объем пришелся на страны Азии. Больше всего импортировали Китай (31,86 млн т) и Япония (27,39 млн т).
Катар занял второе место, экспортировав 77,83 млн т. В основном поставки шли в Азию (59,12 млн т) и Европу (16,81 млн т), при этом в Латинскую Америку вырос почти втрое, до 1,67 млн т.
США на третьем месте третий год подряд. В 2019 году обошли Малайзию. Объем экспорта в 2021 году увеличился почти вдвое, до 70,43 млн т. Поставки в Азию составили 34,06 млн т, в Европу - 24,07 млн т и в Латинскую Америку - 12,4 млн т.
Совокупный объем экспорта СПГ Австралии, Катара и США (228,5 млн т) оказался на 12,6% больше показателя предыдущего года - 202,85 млн т. На долю стран Азии пришлось больше всего поставок СПГ тройки лидеров -173,39 млн т, или 76% от общего объема. Следующим крупным импортером стала Европа - 40,91 млн т (18%). За ней Южная Америка, на которую пришлось 13,98 млн т (примерно 6%).
Всего тройка лидеров поставила 60% от общего объема экспорта СПГ в мире в 2021 году, оцениваемого в 382,7 млн т. В 2020 году общий объем экспорта СПГ составил 362,96 млн т.
Флот нового типа
Перевозки СПГ морем - это доставка от заводов по сжижению до регазификационных терминалов в портах стран-получателей. За последние три года ввод в эксплуатацию новых СПГ-газовозов достиг рекордного уровня -134 судна. К началу 2022 года на мировом рынке работало более 665 морских танкеров-газовозов суммарной вместимостью 100 млн куб. м. В период с 2021 по 2025 год в портфеле заказов 142 газовоза. В 2021 году сданы заказчику 46 судов, еще 38 в 2022 году, остальные 58 с 2023 по 2025 год, сообщило агентство Seanews. Самый большой портфель заказов на строительство газовозов находится у южнокорейских верфей. По данным Gas Exporting Countries Forum, компании Hyundai, Samsung и Daewoo планируют построить 110 газовозов, российский СКК «Звезда» имеет заказы на 15 судов, а китайский Hudong - на 11 газовозов.
В середине 2021 года Qatar Petroleum зарезервировала мощности судостроительных предприятий Южной Кореи на строительство более 110 танкеров по перевозке СПГ- это крупнейший мировой проект. Hyundai Samho Heavy Industries, Hyundai Goonsan Shipyard, Hyundai Mipo Dockyard, которые строят газовозы, а также Samsung Heavy Industries. По договору корейские судостроители зарезервируют значительную часть своих мощностей для Qatar Petroleum до 2027 года.
Развитие флота Катара по перевозке СПГ связано с расширением месторождения «Северное» - крупнейшего нефтегазового в центральной части Персидского залива в территориальных водах Катара (Северное) и Ирана (Южный Парс). Согласно планам, производство СПГ в Катаре к 2025 году вырастет до 110 млн т (с 77 млн т), а уже к 2027 году страна планирует выйти на производство 126 млн т CGU в год.
По состоянию флота первое место среди стран, которые имеют в наличии большое количество СПГ-танкеров, у Японии - 87 судов, затем Греция - 60 судов и Катар - 59 судов. Однако если смотреть по объемам, которые способны перевезти эти танкеры, то картина другая. Самый вместительный флот у Катара, все вместе они способны перевезти 12,2 млн кубометров сжиженного газа. Япония на второй позиции - ее танкеры вмещают 11,9 млн кубометров и замыкает Греция с 9,6 млн кубометров вместимости.
Греческий фактор на мировом газовом рынке является определяющим. Судовладельцы здесь уверены, что бум на перевозки СПГ не за горами и к нему необходимо готовиться уже сейчас, чтобы быть конкурентоспособными. Их программа строительства судов нового типа в перспективе может повлиять на работу других судоходных компаний на рынке морских перевозок газа. Судовладельцы Греции вкладывают значительные средства в строительство танкеров-газовозов, и эти инвестиции выглядят весьма значительно. Только первая очередь строительства 25 основных судостроительных контрактов по танкерам-газовозам средней вместимостью 150 000 куб. м составила $5,5 млрд.
Это говорит о том, что данный сектор интересен, стабилен, разнообразен и прибылен. Поэтому конкурентная борьба здесь между судовладельцами Греции, Норвегии, Японии и др. стран, но, к сожалению, только не России, будет нарастать. Рассматривая инвестполитику судоходных компаний этой страны, важно обратить внимание на их стабильную работу на рынке грузоперевозок, устойчивое развитие бизнеса и постоянное обновление флота. Они с уверенностью осваивают международный рынок морских перевозок газа.
Справочно. Сегодня Греция владеет 17% от всего состава мирового торгового флота. В стране зарегистрировано 750 судоходных компаний с общим капиталом $170 млрд. Греческим компаниям принадлежит около 4150 судов (в списке зарегистрированы суда более
1000 т DWT). Суммарный DWT - 202 млн т.
Россия. На рынке СПГ представлена более чем скромно. Это связано в первую очередь с тем, что:
- госполитика России (как продолжателя СССР) традиционно связана со строительством трубопроводов для экспорта газа и его транспортировки в зарубежные страны;
- Правительством РФ были допущены очень серьезные ошибки, связанные с ликвидацией Министерства морского флота и, как следствие, с разрушением выстроенной структуры управления водным транспортом, морскими портами и судостроительной отраслью страны;
- экспертный совет не сумел детально рассмотреть и своевременно спрогнозировать возможные риски, которые могли возникнуть на газовом рынке и оценить их последствия;
- в современной системе управления и модели экономического развития государства роль коммерческого флота по-прежнему не рассматривается как гаранта транспортной и экономической безопасности страны.
Вот и напрашивается самый логичный вывод: Россия могла стать (но не стала) крупнейшим производителем СПГ, используя свои неисчерпаемые запасы газа, могла своевременно осуществить запуск новых проектов по диверсификации (но не стала), освоить новые виды производств для повышения эффективности производства, расширить ассортимент выпускаемой продукции, получить экономические выгоды и укрепить свои позиции на мировом газовом рынке (но не стала).
Вот почему не стоит удивляться, что при росте мирового рынка СПГ в 2021 году до 392 млн т Россия, обладая третью мировых запасов природного газа, занимает менее 10% (30 млн т) глобального рынка СПГ.
В ряду «не стала» с горечью и недоумением следует отметить, что государственная политика России не была нацелена на развитие транспортного коммерческого флота, включая строительство судов для транспортировки СПГ. Потери государства от лоббирования фрахтования иностранного тоннажа за три десятка последних лет исчисляются сотнями миллиардов долларов, отданных иностранцам для обновления флота.
Сегодня на газовом рынке страны работают (проект «Ямал СПГ») 15 газовозов СПГ. Из них лишь один принадлежит российской компании «Совкомфлот» - это «Кристоф де Маржери». Я говорю об этом с болью в сердце в связи с тем, что вся моя жизнь связана с флотом и судостроением России как великой морской державы.
Справочно. Общая численность морского транспортного флота, контролируемого российскими судовладельцами, по состоянию на начало 2021 года составила 1446 судов суммарным дедвейтом около 23,1 млн т. Более половины тоннажа (62,2%) приходится на суда, эксплуатируемые под иностранными флагами - 255 судов общим дедвейтом 14,4 млн т. Из них сухогрузных -116 суммарным дедвейтом 2,1 млн т, наливных- 139 общим дедвейтом 12,3 млн т. Флот под флагом России составил 1Т91 судно общим дедвейтом 8,7 млн т, из них сухогрузных - 786 суммарным дедвейтом 4,1 млн т, наливных - 346 общим дедвейтом 4,6 млн т.
Рассматривая нашу страну сегодня как аутсайдера мирового рынка производства и транспортировки СПГ, важно подчеркнуть, что эксперты прогнозируют к 2025 году в России производство около 65 млн т СПГ, а к 2035 году - до 80-140 млн т. Такие показатели прописаны в долгосрочной программе развития производства СПГ, принятой правительством в марте 2021 года. И большинство новых предприятий должно появиться в Арктике и на Дальнем Востоке.
Во-первых, это связано с тем, что в Арктике сосредоточены крупнейшие и еще неразработанные газовые месторождения на суше, а на Дальнем Востоке ведется активное освоение морских запасов газа. Таки^ образом, снижаются затраты на доставку газа с мест добычи до заводов по производству СПГ.
Во-вторых, СПГ - товар, который не привязан к трубопроводам, транспортировка осуществляется по морю. То есть заводы располагаются рядом с портом и инфраструктурой для загрузки СПГ в танкеры-газовозы. Побережье Арктики и Дальнего Востока подходит для этого наилучшим образом.
В-третьих, основной рынок сбыта СПГ - страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), на него приходится свыше 70% поставок. Большая часть идет в Китай, Японию, Южную Корею, Индию и Тайвань. Дальний Восток находится в непосредственной близости от этого рынка. Арктика также выигрывает за счет доставки, но с условием, что товар отправляется покупателям через восточный сектор Северного морского пути. По плану круглогодичное судоходство в восточном секторе будет обеспечено к 2024 году.
Что же касается строительства судов для транспортировки СПГ, то можно отметить, что портфель заказов на перспективу собран весьма солидный.
Заключение
Россия находится в начале пути по производству СПГ, сегодня это около 10% мирового рынка, что очень мало. Увеличение объемов производства - это строительство новых газоперерабатывающих заводов и танкеров-газовозов для транспортировки готовой продукции. Сейчас в эксплуатации 15 танкеров-газовозов.
До начала специальной военной операции на Украине на верфях Кореи (судостроительные заводы HMD и STX) строились еще 6 судов LNG. Была предварительная договоренность с руководством Кореи по строительству еще пяти танкеров-газовозов ледового класса. Кроме того, должна реализоваться программа строительства судов данного типа на судостроительном заводе «Звезда».
Таким образом, в перспективе в результате наращивания производства СПГ в России должен был расти и высокотехнологичный морской флот. В мире предполагается, что к 2030 г. доля потребления СПГ на международном газовом рынке достигнет 50%. И Россия в новых геополитических условиях стремится развивать производство и транспортную инфраструктуру, ориентируясь на азиатские рынки как наиболее динамично развивающиеся. Важно еще раз не опоздать и вовремя занять свое место в ряду ведущих участников этого рынка. Только вот международная обстановка тревожит...
Статья опубликована в газете " Морские вести России" №11/2022