Мировой финансовый кризис оказал серьезное влияние на состояние глобальной финансовой системы и как по цепной реакции перекинулся на экономику самых разных государств. Сначала пошатнулись банковские системы. Обрушились фондовые рынки. Повсеместно проявился кризис ликвидности. После этого на фоне громких банкротств, слияний и поглощений многих кредитных организаций и промышленных предприятий произошел слад деловой активности и спад производства. А как следствие - сворачивание ряда инвестиционных программ. Сокращение рабочих мест и т. п. Кризис распространился на большинство стран. Так или иначе включенных в мировую экономическую систему, в систему внешнеторговых отношений.
Сложившаяся ситуация заставила правительства развитых стран мира консолидировать усилия в поисках решений по выходу из кризиса. А также использовать внутренний потенциал и резервы государства для поддержки реального производства и стабилизации национальной экономики в этом смысле определенный интерес представляют собой антикризисные шаги правительства Республики Корея. Которые основываются на инновационном подходе. Мощном финансовом резерве и способности эффективно привлекать иностранные инвестиции в собственную экономику.
Экономика Республики Корея (Южная Корея) считается одной из динамично развивающихся и сильных - сегодня она занимает 4 место среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и 10-е в мире по номинальному объему ВВП. Тем не менее, происходящее в последние годы замедление темпов роста экономики до 4% в год при мировом уровне в 5-6% и начавшийся глобальный финансовый кризис заставили руководство страны сконцентрироваться на вопросах экономического развития, расширении международного сотрудничества в сфере финансов и внешней торговли, а также на преодолении последствий кризисных явлений.
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
Резкий рост экономики Южной Кореи берет начало в 60-х годах XX столетия, когда вступил в реализацию принятый правительством первый 5-летний план развития страны (1962 - 1967 гг.). С этого момента в течение последующих 30 лет экономика молодого государства растет очень высокими темпами, в среднем 9% в год, и претерпевает кардинальные изменения: преимущественно от сельскохозяйственной структуры к многоотраслевой, с развитой тяжелой промышленностью и высокотехнологичной электроникой. Валовой национальный продукт на душу населения за этот период вырос со $ 100 в 1963 году до $20 тыс. в 2005-м.
Первые успехи Южной Кореи были обусловлены не только серьезными иностранными инвестициями и кредитами под низкий процент, но и экономической политикой, ориентированной на импортозамешение, а впоследствии на экспортное развитие. Одновременно с постепенным укреплением экономического положения руководство страны продолжало использовать все возможности по привлечению инвестиций. Пик инвестиционпых поступлений пришелся на 1969 год - тогда их объем составил 41% госбюджета. В течение 70-х годов они колебались в районе 30%. а к 1980 году достигли 70%.
Особую рать в становлении экономики государства и осуществлении экономического скачка, известного в мире пол названием «экономическое чудо», сыграли южнокорейские чсбати - многоотраслевые корпорации, созданные и поддерживаемые государством при фактическом управлении и владении частным бизнесом. К наиболее известным относятся Hyundai. Samsung. LG. Daewoo. Lolte.GSGroup. SK Group. STX Group и другие.
Республика Корея менее чем при жизни двух покалений стала одним из мировых лидеров в судостроении, автомобилестроении. в производстве полупроводников и электроники. Кроме того, она получила мировую известность как мошный центр развития информационных технологий со своей информационной инфраструктурой, такой как широкополосный Интернет, который охватывает всю страну.
Бурный экономический рост в 80-х годах сменился замедлением в следующем десятилетии. Тем не менее, в тот период были сделаны наибольшие вложения государственных средств в финансирование научных исследований и проектов, в укрепление национальной безопасности и системы образования, на развитие городской инфраструктуры, строительство жилья и тд.
Но азиатский финансовый кризис, который разразился в 1997 году, пошатнул экономику страны. Правительству пришлось обращаться за помощью к Международному валютному фонду (МВФ) и просить о предоставлении крупных займов. В этот период была проведена широкая программа реформ по реструктуризации финансового, корпоративного и государственного секторов, а также рынка труда. В конце 1999 года Республика Корея восстановила свой международный рейтинг крсдитоспособности.
После успешного преодоления кризиса иностранные инвестиции продат-жали поступать в экономику государства, создавшего условия для их притока и давшего возможность инвесторам поверить в реализацию своих идей и планов. Батсс 30 ведущих корпораций увеличивают в этот период свой доход в 11 раз. В результате Республика Корея смогла полностью выплатить М ВФ S13.5 млрд, выделенных ей в качестве кредита, предназначенного для поддержки экономики. И если накануне кризиса валютные резервы страны соста вл ял и около $9 млрд, то к началу 2006 года они выросли до $215 млрд.
СОВРЕМЕННАЯ КОРЕЯ И МИРОВОЙ КРИЗИС
К очередному, настояшему. финансовому кризису государство оказалось более подготовленным. Резервный фонд к началу 2008 года составлял S240 млрд (6-я позиция в мире). Однако всеобъемлющий характер кризиса заставил и Южную Корею разрабатывать срочные антикризисные меры внутри страны и вносить предложения на саммите крупнейших развитых стран G-20 по преодолению последствий кризиса на мировом уровне.
После подачи 14 сентября международным банком Leman Brothers заявления о запуске процедуры собственного банкротства в финансовых кругах началась паника, которая привела мировые кредитные рынки в замешательство. По всему миру распространились опасения по поводу того, что угрожающая ситуация с нехваткой кредитов и спад в реальной экономике могут затянуться.
Как писала в те дни южнокорейская пресса, финансовый сектор и большинство коммерческих банков испытывают трудности с недостатком ликвидности и межбанковского кредитования. Ведущие банки Кореи, такие как Kookmin, Wood. Shinhan и Hana, забили тревогу в связи с невозможностью кредитования малого бизнеса и частного сектора. Нужно отметить, что согласно финансовому законодательству Республики Корея банки обязаны оказывать финансовую поддержку малому бизнесу, и неисполнение этой обязанности является нарушением закона. Между тем, если в июле прирост объемов кредитов малому бизнесу составлял $5,5 млн, то в октябре он сократился до $2.6 млн.
Доходы банков уже по итогам 3 квартала заметно сократились, в том числе по причине большого количества просроченных платежей по кредитам. Например. крупнейший коммерческий банк Kookmin показал снижение на 28,6% по сравнению с этим же периодом 2007 года.
Для снятия напряжения правительство гарантировало южнокорейским банкам незамедлительную финансовую помощь в размере $100 млрд. Причем эти гарантии распространились и на внешние заимствования банков, т.с. если южнокорейские банки или их заграничные филиалы получают кредиты за рубежом в период с 20 октября текущего года по 30 июня 2009 гола, то правительство предоставляет им гарантии на 3 года. Отметим, что на момент объявления гарантий внешние заимствования южнокорейских банков, по которым сроки платежа наступают до конца июня 2009 года, оценивались финансовыми властями Республики Корея примерно в $80 млрд.
Правительство и Банк Южной Корси пообешали в дальнейшем еще предоставить банковскому сектору дополнительную долларовую ликвидность в размере S30 млрд за счет валютных резервов, а также снизить налоговую нагрузку в отношении долгосрочных денежных вкладов с целью укрепления стабильности фондового рынка и деятельности компаний по управлению активами.
Кроме этого в пакет мер по поддержке национальной экономики правительство включило увеличение собственных средств Промышленного банка Южной Кореи за счет госинвес-тиций на сумму I трлн южнокорейских вон (национальная валюта, курс по отношению к доллару $1 = 1475 won на 06.12.2008 г.). По мнению правительства. такое вливание ликвидности позволит выделить дополнительно кредиты. которые будут доступны малым и средним предприятиям.
Несмотря на предпринятые правительством Республики Корея антикризисные меры индустриальный сектор тоже ощутил влияние финансового кризиса.
Первыми кризис почувствовали малые и средние строительные фирмы: в сентябре более 280 строительных фирм признали себя банкротами.
В автопроме началось снижение производства и сокращение продаж на внутреннем рынке, которые в ноябре упали до уровня кризисного 1998 года, составив окало 74 тыс. автомобилей (72.5 тыс. - 1998 г.) В том числе продажи на внутреннем рынке в сравнении с аналогичным периодом 2007 года упали: GM Daewoo - на 56.9%. Hyundai Motor - на 34,4%. Renault Samsung - на 20,7%. Ssangyong - на 59.2%.
По прогнозам Korea Automotive Industries Cooperative Association, компании. производящие комплектующие для автопрома Южной Корси (около 270 компаний), в 1 квартале 2009 года сократят производство на 30%.
Производство большегрузных автомобилей и автобусов в ноябре месяце упало на 18.2% по сравнению с 2007 годом. В течение ноября потребление на внутреннем рынке сократилось на 27,7%, экспорт снизился на 12,5%.
Серьезные потери в формировании портфеля заказов на перспективу несет судостроительная отрасль. За октябрь-ноябрь судостроительные заводы не получили новых заказов. За 9 месяцев 2008 года сокращение заказов составило 34,5% по сравнению с тем же периодом 2007-го. В связи с падением индексов на фрахтовом рынке ряд заказов, связанных со строительством балкерного флота, каннелированы судовладельцами.
Нужно пояснить, что в Республике Корея около 300 судостроительных заводов, из которых только около 30 могут строить суда дедвейтом более 10 тыс. тонн (DWT). Однако если гиганты судостроительной индустрии имеют портфель заказов на 2 - 3 года вперед, то небольшие и средние заводы вынуждены останавливаться или сокращать производство.
Сократилось и производство полупроводников. мобильных телефонов, дисплеев и другой продукции. По информации Министерства отраслевой экономики, объем производства в сфс-рс информационных технологий в ноябре снизился на S8.64 млрд.
Вместе с падением производства и сокращением продаж на внутреннем рынке упали и объемы внешней торговли Южной Корси. Общий объем экспорта в ноябре 2008 года сократился на 18.3% по сравнению с 2007 голом, а объем импорта - на 14.6%.
Торговая палата Республики Корея (ТП РК) провела исследования финансово-экономического положения 531 компании по результатам проведенных в них проверок. По заключению ТП РК. в 2009 году спад производства на 3.0 - 3.5% ожидает 23.7% компаний, на 3.5% и более - 16.3% компаний, на 4.0 - 4.5% - 9.8% компаний, на 4.5% — 3.6% компаний.
Вместе с тем правительство рассчитывает на то, что предпринимаемая в рамках антикризисных мер финансовая помощь должна будет оказать положительное влияние на реальный сектор экономики и вывести из кризиса как минимум 40% компаний частного бизнеса: к первой половине 2010 гола - 22,3%, к концу 2011 года - 17,7%.
Однако дополнительные проверки и глубокий анализопредслили. что 81.5% >частных компаний уже ошушают последствия финансового кризиса: и то. что потери будут значительными, считают 22.1% из них. что небольшими -59.4%, что пройдут кризисный период без потерь - 18,5%.
Согласно шкале, определяющей уровень потерь, в ходе исследований был определен уровень производства в следующем голу. Такие отрасли экономики. как судостроение, машиностроение и ряд других индустриальных отраслей сохранят производство на уровне 88.2%., металлургический сектор, включая заводы по выпуску цветных металлов. - на уровне 84.2%. автомобилестроение и производство комплектующих компонентов (автозапчасти) - на уровне 84.1 %, текстильная промышленность, производство одежды и обуви - на уровне 83,7%.
В настоящее время правительство ведет поиск путей поддержки не только этих отраслей, но и транспортной, телекоммуникационной. пищевой, сельскохозяйственной, рыбообрабатывающей и других. Особую озабоченность южнокорейских властей в связи с резким снижением производства вызывает сокращение рабочих мест.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ
Южнокорейское правительство помимо мер преодоления кризиса внутри государства предприняло шаги, направленные на активизацию международного сотрудничества с 20-ю странами с крупнейшими мировыми экономиками, а кроме того, объявило о том. что будет продолжать укреплять региональные связи, сосредоточенные вокруг Южной Кореи. Китая и Японии. Прежде всего. имелось в виду то. что Южная Корея продолжит распространение схемы двухсторонних валютных своп-опсрапий на страны G-20. а в пределах АТР приложит усилия по скорейшей реализации планов в рамках «Инициативы Чианг Май».
Напомним, что «Инициатива Чианг Май» - это соглашение, подписанное в Таиланде 4 мая министрами финансов 13 стран Азии по созданию антикризисного валютного фонда, который в итоге должен прийти на смен)1 существующей схеме двусторонних валютных свопов, трансформировав се в мощный механизм аккумуляции ресурсов. Объем фонда должен составить минимум $80 млрд в валютных запасах. До 80% взносов в фонд будут осуществлены Японией. Китаем и Южной Кореей. Оставшиеся 20% вносимых средств возьмут на себя 10 стран-членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). По оценке финансистов. это будет региональный эквивалент Международного валютного фонда (МВФ), который создастся с целью минимизации зависимости азиатских стран от влияния МВФ. Как заявлял в мае текущего года заместитель министра финансов Южной Кореи Син Чжс Юн. создание валютного фонда «продемонстрирует мировому сообществу, что страны Азии прилагают совместные усилия г обеспечению финансовой стабильности».
Тем не менее, меры по стабилизации в финансовой сфере вышли и за пределы страны, и за пределы региона, в ноябре их пришлось обсуждать в формате всемирного форума в Вашингтоне (США).
Принимавшая в нем участие Южная Корея поддержала стремление ведущих государств по координации совместных усилий и выработке общих принципов борьбы с кризисом. Правительство Южной Корси внесло свои инициативы в общую систему выработанных мер и сделаю ряд конкретных предложений отдельным государствам.
Так, 17 ноября 2008 года между Республикой Корея и Бразилией был подписан меморандум по увеличению экспорта между двумя странами, использованию корейских судов с буровыми установками для нефтеразведки бразильского шельфа, по оказанию финансовой помощи судостроительным корпорациям, компаниям, ведущим строительство нефтеперерабатывающих и химических заводов, а также предприятиям индустриального сектора. обеспечивающим поставки оборудования.
Южная Корея договорилась с Китаем и Японией обсудить ее предложение о разработке трехстороннего финансового соглашения этих стран, обладательниц крупнейших мировых экономик. - первая встреча должна состояться 14 декабря 2008 года в г. Фукуока (Япония).
Англии и Бразилии было предложено заключить тройственный Союз по совместной разработке пяти основных направлений стабилизации мировой экономики и финансовой системы и представить разработанную программу к очередному международному саммиту в 2009 году.
Кроме того. южнокорейское правительство решительно настроено осуществить подписание договора о свободной торговле с оставшимися странами Восточной Азии (блок ASEAN): с Китаем в 2010 году, с Индией. Австралией в 2011-м. с Японией в 2012 году. С другими странами блока договор подписан ранее.
Но всс-такн главным направлением правительств;! Южной Кореи по стабилизации национальной экономики по-прежнему останется инвестиционная политика государства. Рост инвестиций на 2009 год должен составить 3,7%.
Необходимо отмстить, что избранный в конце 2007 гола президент Республики Корея Ли Мён Бак на церемонии инаугурации заявил, что Южная Корея готова к очередному витку экономического роста. Экономическая программа, с которой он шел на выборы, представлена формулой «747». что подразумевает достижение ежегодных темпов экономического роста нс менее 7%, увеличение ВНП в расчете на душу населения до $40 тыс. в год в 6л ижайшие 10 лет (в 2007 году - $30 тыс.) и превращение Южной Корси в 7-ю экономику мира по основным макроэкономическим показателям.
Для решения этих задач Ли Мен Бак намерен сделать ставку на крупный бизнес, создав ему благоприятные условия за счет сокращения налогов и ослабления регулирования южнокорейских корпораций.
ПРОГРАММА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА
Экономическая программа 747 была разработана авторитетными учеными разного профиля из ведущих университетов и научных центров Южной Кореи. Для ее разработки совместно с Министерством развития экономики была создана рабочая группа под руководством президента Корейского института прогнозирования и научных технологий Сух Нам Руо. В нее вошло более 360 экспертов - академиков, научных работников, специалистов индустриального сектора.
Однако в связи с кризисом ее пришлось корректировать. В результате появилась программа антикризисных мер и экономического развития Республики Корея на 10-летний период New Growth Engines Initiative, которая переплетается с программой 747.
Только на ее разработку правительством выделено $5.48 млрд. Инвестиции в частный сектор, а также в новую схему его развития в рамках антикризисной программы составят соответственно S68.4 хард и $74,7 млрд, что по расчетам должно увеличить объем выпускаемой продукции в частном секторе экономики со $116 млрд в 2008 году до $253 млрд к 2013 году. Предполагается увеличение экспорта со $120.8 млрд в этом году до $306,9 млрд к 2013 году и $795.4 млрд к 2018 году.
Помимо создания благоприятных условий для крупного бизнеса программа предполагает создание инвестиционного фонда для поддержки малого и среднего бизнеса за счет приватизации ряда государственных компаний, запуск целой сети социальных программ по поддержке незащищенных слоев населения. В целях равномерного развития регионов намечается строительство системы каналов протяженностью более 3 тыс. км для обеспечения грузоперевозок на Корейском полуострове.
Программа предусматривает увеличение финансовой поддержки государством местных администраций, начиная с 2009 гола. Инвестиции на развитие индустрии и инфраструктуры в провинциях запланированы в сумме $37,7 хард, которые распределены между 30 проектами и рассчитаны на 5 лет. В рамках программы правительство ожидает создания около 880 тыс. новых рабочих мест в течение 5 лет.
Антикризисная программа New Growth Engines Initialise сориентирована на развитие 22 приоритетных направлений (проектов), которые объединены в 6 групп:
1. Энергетика и охрана окружающей среды.
2. Транспортная система.
3. Новые информационные технологии (П).
4. новые разработки в интеграционной индустрии.
5. Биоиндустрия.
6. Научно-исследовательская работа.
К I группе относятся направления: •Увеличение потребления чистого угля*. «Разработка биотоплива из биоресурсов океана*. «Солнечная энергия и ее использование». «Углеводороды, выбросы, сепарация и переработка*. •Создание электростанций нового поколения, способных работать на альтернативном топливе», «Развитие атомной энергетики".
В области энергетики и производства биотоплива программа предусматривает инвестиции в размере $22,9 млрд и $16.5 млрд соответственно в течение 5 лет. Ожидаемый эффект - создание мощностей по производству 80 млн баррелей биотоплива в год. 150 тыс. новых рабочих мест, снижение потребления нефтепродуктов с 13.4% в 2008 году до 43,3% к 2018 году и т.д.
Во 2-ю группу вошли направления -«Биологически чистый транспорт (Green cars)* и «Судостроение и океанские системы*. В соответствии с ними развитие транспортной системы намечается в двух направлениях: I) развитие автоматизированных систем и технологий и 2) взаимодействие морских судов с береговой инфраструктурой. Прямые правительственные инвестиции на транспорт составят $1 млрд в течение 5 лет.
Необходимо отметить, что судостроение и автомобилестроение остаются приоритетными направлениями государственной экономической политики. Южная Корея намерена по-прежнему лидировать в области судостроения^ доля которого сегодня составляет 40% мирового судостроительного рынка.
На поддержку судостроения и морской индустрии, в том числе на строительство крупнотоннажного флота и мобильных глубоководных причалов, правительство планирует выделить 5551 мл н до 2013 года. На автомобилестроение в рамках программы запланировано около S500 млн.
К 3-й группе относятся - «Полупроводниковые системы*. «Дисплеи ново го поколения». «Мобильные телефоны нового поколения», «Новые технологии освещения (LED lighting)». «Новые системы логистики (RF1D/USN)».
Информационные системы и электроника являются одной из базовых составляющих экономики страны. Развитию новых технологий в этих отраслях правительство уделяет самое серьезное внимание и планирует инвестировать $21,2 млрд в течение 5 лет. Главное направление - разработка и выпуск полупроводников и чипов памяти. на которые выделяется большая часть средств - S10.1 млрд.
В составе 4-й группы — «Роботизация». «Новые материалы и нанотехнологии», «Инновационные технологии, новые продукты и процессы». «Развитие и объединение телекоммуникационного и радиовещательного направлений». Инвестиции, направляемые в данный сектор экономики, составят $25,9 млрд. На разработку и внедрение новых материалов будет потрачено $9.5 млрд в течение 5 последующих лет. на развитие радиотслскоммуиикациои-ных систем - $14 млрд. Ожидаемый экономический эффект только внедрения автоматизированных линий (роботизации) — $420 млрд к 2020 году, а в целом — выход на более высокий технологический уровень этих отраслей.
В 5-й группе направлений - «Новая медицина и медицинское оборудование». Инвестиции на развитие биотехнологий предусматриваются в объеме $677 млн в течение 5 лет. Развитие будет сфокусировано на разработку новых лекарственных препаратов и медицинского оборудования, на увеличение экспорта выпускаемой продукции. В 2007 году импорт медицинской продукции в Южную Корею составил $2,2 млрд, тогда как экспорт — всего $ 1 млрд. Задача, которую сгавит южнокорейское правительство. - обеспечить прорыв в области производства высококачественной и высокотехнологичной медицинской продукции.
В 6-ю группу научно-исследовательской работы входят направления: «Проектирование». «Мягкие материалы». «Медицинское обслуживание», •Культура и наследие».
В целом, учитывая высокий экономический потенциал Южной Кореи и целеустремленную, направленную на высокий результат инновационную экономическую политику правительства, есть все основания полагать, что страна безболезненно преодолеет последствия кризиса и. возможно, совершит очередной экономический рывок, который в будущем могут назвать новым корейским «экономическим чудом».
Статья опубликована в жкрнале "Морские порты" №7 (71) 2008 г. 7(71 )2008