День 5 декабря 2011 г. стал знаковым в истории Республики Корея. В этот день внешнеторговый баланс страны с начала года преодолел рубеж в $1 трлн. До конца года оставалось еще 27 дней, и по его завершении оказалось, что общий баланс по итогам года составил $1,08 трлн (экспорт - $557 млрд, импорт - $523 млрд; позитивное сальдо в торговом балансе - $34 млрд).
Республика Корея (РК) вошла в число ведущих государств мира, преодолевших рубеж в $1 трлн в торговом балансе и находится здесь в «сообществе» самых развитых экономик мира. При этом нужно учесть, что в клубе стран-триллионеров Южная Корея - одна из самых маленьких; по размеру территории и численности населения она опережает только Нидерланды. И при этом прочно занимает 3-е место по разнообразию экспортируемой продукции; по этому показателю ее опережают лишь Германия и Нидерланды.
Экономические реформы в стране начались в 1962 г. с принятием первого пятилетнего плана (1962-1966 гг.). Тогда Республика Корея занимала 104-е место в мире, сейчас - 15-е по темпам экономического развития, а ВВП на душу населения выросло во много раз1.
Прошло 50 лет. Упорный созидательный труд руководства государства и общества коренным образом изменил экономический и социальный облик страны, политическое развитие обрело стабильность, а демократические институты - современный облик. Решены основные социальные проблемы и вопросы трудовой занятости населения. Лидерам страны и народу удалось объединить свои усилия вокруг основных направлений экономического развития, сочетающих высокие технологии с инновационным путем, по которому идут все отрасли, а также адаптировать традиционную модель хозяйствования к современным условиям. Это позволило РК из года в год наращивать экономический, технический и интеллектуальный потенциал, увеличивать экспортную составляющую и снижать импортную зависимость страны.
Своего первого миллиарда долларов экспортноимпортная составляющая достигла в 1967 г. Далее она росла следующим образом: Уровень в $10 млрд - 1974 г. $100 млрд - 1988 г. $300 млрд - 2000 г. $500 млрд - 2005 г. $1 трлн - 2011 г.2 На первый взгляд, секрет успеха прост и очевиден: он - в ориентации всего общества и, прежде всего, его экономики, на развитии, с одной стороны, внутреннего рынка, его насыщении различными товарами, повышении покупательной способности населения. И с другой - на увеличении производства разнообразной высококачественной продукции на экспорт, росте «экспортной составляющей», т.е. востребованности и конкурентоспособности товаров на внешних рынках.
Вроде бы ничего неординарного, многие другие страны идут по тому же пути, и в данном случае, как можно предположить, речь идет в основном об интенсификации трудовых процессов, создании лучших условий для бизнеса, особенностях менталитета, ориентированного на качественный труд.
Конечно, и это тоже, но «южнокорейский путь» имеет и ряд особенностей, обеспечивших успех стране.
ШЕСТЬ ОСНОВНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
1. С самого начала была поставлена задача существенно повысить роль и значение Республики Корея в мировом экономическом пространстве. И с этой задачей страна справилась.
По рейтингу агентства «Эрнст энд Янг», в 2011 г. Южная Корея занимала 29-ю позицию. Кстати, значительно более высокую, чем экономика Китая (39-я) и Японии (40-я). А в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) Южная Корея - на 4-м месте. Много лет здесь лидирует Гонконг, а, скажем, высокоразвитый в технологическом отношении Тайвань - только на 12-м месте.
Всего в рейтинговом списке 60 самых крупных и высокоразвитых стран мира. При его составлении первоочередное значение придается таким факторам, как масштабы и характер внешней торговли; движение капитала; обмен с другими странами технологиями и техническим идеями; масштабы производственных мощностей; рынок трудовых ресурсов. По прогнозам этого агентства, в ближайшие три года заметный рывок в своем экономическом развитии могут сделать еще несколько стран, в частности, Вьетнам, Малайзия, Мексика и Колумбия. Глобальная экономика, в целом, как я полагаю, еще два-три года будет набирать обороты и достигнет пика в 2015 г., после чего, как предполагается, начнется спад. Он не минует и Южную Корею, хотя, скорее всего, она выйдет из него без существенных потерь.
После кризиса 2008-2009 гг. ее экономика в 2010-2011 гг. совершила рывок вперед за счет внедрения новых технических идей и усиления экономического и торгового сотрудничества с развивающимися странами. Сейчас РК направляет более 60% своей экспортной продукции именно на рынки развивающихся стран, учитывая благоприятные прогнозы развития этих рынков на ближайшие годы3. 2. В Республике Корея своевременно и правильно оценили роль договоренностей о свободной торговле (FTA)4, значение дальнейшего развития свободной торговли и ее выгоды по сравнению с обычными формами международной торговли.
Особенно показательными в этом отношении были 2010-2011 гг. В 2011 г. страна подписала ряд новых соглашений FTA с несколькими странами, что позволило довести объем экспорта с ними до $296,1 млрд; это составило 27,4% от всего товарооборота, достигшего в том году - напомним -$1,08 трлн. Эти соглашения охватили как Евросоюз, так и АСЕАН, а также США, Чили, Перу и Сингапур. Договор с Соединенными Штатами был подписан в 2007 г., однако в 2010 г. был пересмотрен, что часть южнокорейского общества, а также оппозиция расценили как ущемление интересов страны. Последовали заявления протеста и различные публичные акции. Тем не менее, в ноябре 2011 г. он был ратифицирован Национальной Ассамблеей (парламентом) страны5. 3. На протяжении всех 50 последних лет Республика Корея вела настойчивую, целеустремленную и последовательную борьбу за привлечение новых ресурсов и расширение рынков сбыта. В последние годы эта работа ведется в основном на Африканском континенте. Правительство страны и частные компании стремятся наполнить африканские рынки продукцией южнокорейских предприятий, настойчиво продвигают свои инвестиции и технические проекты, ведут разведку недр и разработку новых месторождений.
Интерес Южной Кореи к африканскому рынку не случаен. Ведь Африка сегодня - это 12% мировых запасов нефти и 6,5% газа6 (а по другим данным -еще больше). По некоторым видам полезных ископаемых - кобальта, алмазов, платины - Африка уверенно лидирует. Здесь, в частности, сосредоточены 50,3% мировых запасов кобальта, 60,3% алмазов, 95,5% платины.
Южнокорейские компании работают ныне более чем в 10 африканских странах. Компания «Самсунг» осуществляет инвестиции в ЮАР, Марокко, Нигерии, Тунисе, Алжире, Египте. Кроме непосредственно строительства промышленных объектов и открытия региональных офисов, она организовала подготовку местных специалистов по управлению производством и его развитию. Компания «Хёндэ» сооружает в ЮАР крупную трансформаторную подстанцию. SK Energy модернизирует и ведет добычу полезных ископаемых на 9 шахтах и карьерах в шести африканских странах. POSCO модернизирует угольную шахту в Мозамбике и карьер по добыче марганцевой руды в ЮАР. STX вкладывает $10 млрд в строительство жилья в Гане и на Мадагаскаре. Компания HANJIN приступила к прокладке крупной трансконтинентальной автомагистрали. Сегодня инвестиции Южной Кореи в африканскую экономику составляют $3 млрд в год, что, в об-щем, немного по сравнению с вкладом в развитие стран континента Китая, Индии и некоторых других стран, и достигают 7,2% от общего объема инвестиций иностранных государств в Африку. Но ситуация постепенно меняется. Правительство выделило 25 южнокорейским компаниям «целевым назначением» $7 млрд - специально, чтобы они в ближайшие годы вложили их в африканские проекты. А одна лишь компания «Самсунг» планирует направить $10 млрд на модернизацию и развитие дочерней фирмы Sub-SAHARAN Africa. «Африканская программа» Южной Кореи носит долгосрочный характер, имеет мощную интеллектуальную поддержку и, что еще важнее, поддерживается правительством страны, которое всячески стимулирует интерес частных компаний к Африке. РК хотела бы видеть в Африке не только источник сырьевых ресурсов, но также сообщество стабильных, развитых в техническом и технологическом отношении государств, располагающих кадрами высокообразованных специалистов. Есть свидетельства тому, что Южная Корея активно способствует этому. Она намерена расширять масштабы помощи африканским странам, во-первых, по традиционному направлению - в разведке их недр и расширении добычи полезных ископаемых. Во-вторых, готова помогать африканцам в освоении высоких технологий, в расширении внутреннего рынка и в выходе на внешние рынки7. 4. Успехам страны способствует хорошо поставленное краткосрочное и долгосрочное планирование развития экономики. Так, разработана и обнародована программа развития РК до 2050 г., к этому сроку ее экономика станет по своим масштабам 4-й в мире, а ВВП на душу населения возрастет с нынешних $23749 до $107 752. Вектор будущего экономического развития страны выстраивается уже сегодня и состоит из следующих компонентов: - развитие инновационных технологий и поиск новых источников энергии, способных в будущем кардинально изменить энергетический рынок; тот, кто откроет или создаст такие источники, считают корейцы, будет «владеть миром»; - дальнейшее укрепление позиций Южной Кореи на международной арене как надежного делового партнера, стабильного инвестора, экспортера и импортера; - реализация новой государственной политики, нацеленной на создание более благоприятных условий для бизнеса, на расширение и развитие рынков сбыта, а также на развитие сырьевой базы как главной оставляющей экономического роста. 5. В стране создан исключительно привлекательный и стабильный инвестиционный климат.
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в южнокорейскую экономику стремительно растут. В 2011 г. иностранные инвесторы вложили в развитие местных компаний $44,49 млрд, что на 29,5% больше, чем в 2010 г. Еще 19 зарубежных компаний заявили о готовности инвестировать в экономику страны $2,3 млрд. В одном из своих интервью министр экономического развития РК Хонг Сук-Ву сказал, что правительство удовлетворило практически все просьбы иностранных инвесторов - как по снижению налогов, так и по упрощению процедуры оформления и регистрации бизнесов. Он также привел такие цифры: иностранные компании, разместившие свой бизнес в Южной Корее до 2020 г., увеличили свои доходы с $17,26 млрд в 2000 г. до $62,62 млрд в 2010 г.8 6. Финансируемая государством общественная экспертная организация - «Национальный мозговой центр» выделила несколько главных направлений, по которым в дальнейшем целесообразно развивать экспорт. Это: полупроводники; морские и речные суда; автомобили; IT-изделия: компьютеры и сопутствующая техника, дисплеи, плоские панели, принтеры и мониторы, мобильные телефоны; продукция химической и нефтехимической промышленности. В эту группу не входят, но к ней примыкают, также получившие большое развитие в Южной Корее, металлургия и пищевая промышленность. ГЛАВНЫЕ ЭКСПОРТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
Рассмотрим теперь каждое из этих направлений несколько подробнее.
Не будет преувеличением сказать, что полупроводники - это базовая составляющая экспорта Республики Корея, их доля в структуре экспорта страны - 10,9%. Южнокорейские полупроводники занимают 53,2% мирового рынка. Доход от их продажи в 2011 г. составил $52,5 млрд. Производство полупроводников увеличилось по сравнению с 2010 г. на 3,5%; спрос на них продолжает расти9.
Судостроение - сектор, обеспечивающий 10,5% экспортной составляющей государства. В Южной Корее сейчас около 300 судостроительных заводов; 30 из них могут строить суда дедвейтом10 10 тыс. т и больше. С 2003 г. страна - мировой лидер в судостроении; 7 заводов - в десятке крупнейших судостроительных заводов мира, 10 - в первой двадцатке.
В 2011 г. судостроительная промышленность Южной Кореи построила и сдала заказчикам 48,2% судов из общего портфеля мирового заказа на общую сумму $56,5 млрд. Важная особенность этой отрасли - огромное разнообразие номенклатуры: танкеры, балкеры, контейнеровозы; специализированные суда для перевозок крупногабаритных грузов, ледоколы, кабеле- и трубоукладчики. Освоено производство особо дорогостоящих газовозов, судов, выполняющих глубоководное (до 2-3 тыс. м) бурение, буровых платформ. Не будет преувеличением сказать, что в настоящее время нет судов такого типа, которые не могли бы построить в Южной Корее.
Судостроительные компании Республики Корея не пропускают ни одного перспективного тендера и, как правило, выигрывают их, оставляя «за бортом» известные европейские фирмы. Многие компанииперевозчики предпочитают заказывать в Южной Корее суда самого различного назначения, а чаще всего сразу несколько судов, «напрямую», без участия в тендерах. К числу таких заказчиков относится, в частности, «СОВКОМФЛОТ», для которого на одном из заводов отрасли в 2013 г. будут строиться 2 судна для перевозки сжиженного газа общей стоимостью $420 млн. Это еще сравнительно скромный заказ - компания «Хёндэ Хэви Индастри» (HHI) не-давно заключила контракт на строительство 5 судов общей стоимостью $1,1 млрд. Но со временем российских заказов наверняка будет больше.
Южная Корея выпускает также много разнообразного оборудования - грузоподъемного, навигационного, радиотехнического и проч., - которым оснащаются гражданские суда. Для координации поставок такого оборудования за рубеж в ноябре 2011 г. в городе Пусан открыт современный, прекрасно оснащенный Морской центр Южной Кореи. Общий объем экспорта техники для судостроительной индустрии и судов за 2011 г. составил $46,2 млрд11.
Автомобилестроение Республики Корея - это пять крупных заводов: Hyundai Motor Co., KIA Motor Co. GN Korea (прежнее название - Daewoo Motor Co.), Renault Samsung Motor Co. и Ssang Yong Motor Co. Они обеспечивают как внутренние, так и экспортные потребности. Есть южнокорейские компании, расположенные за пределами РК, но о них в этой статье речь не идет.
Всего автомобили составляют 7,6% экспорта страны. В 2011 г. южнокорейские фирмы произвели внутри страны и за ее пределами 6 293 707 автомобилей - на 19,6% больше, чем в 2010 г. Экспорт в том же году составил 3 151 930 автомобилей - это на 27,9% больше, чем в предыдущем году. Экспортная выручка - $45,3 млрд.
Рекордсменами по экспортным поставкам стали Hyndai Motor Co. (1 193 343 автомобиля) и KIA Motor Co. (1 089 302) (эти предприятия принадлежат одному владельцу и образуют мощный автоконцерн). Таким образом, был установлен рекорд поставок на экспорт за весь период работы двух заводов - 2 282 645 автомобилей. Свои автомобили экспортировали также Renault Samsung Motor Co. и Ssang Yong Motor Co., но их продажи за рубеж намного меньше, хотя и исчисляются сотнями тысяч.
Особенность южнокорейского автомобилестроения заключается в том, что ни одна другая страна не поставляет ежегодно на рынок от 5 до 7 новых или модернизированных моделей. Разработка каждой из них занимает примерно 3 года и обходится в среднем примерно в $250 млн. По темпам обновления модельного ряда легковых автомобилей Республика Корея - общепризнанный мировой лидер. Необходимо также подчеркнуть, что сегодня разрабатываются модели ПРЕМИУМ класса, способные конкурировать с такими европейскими марками, как Мерседес, БМВ, Ауди. Например, компания KIA Motor поставила на внутренний рынок в конце апреля 2012 г. автомобиль «К9», разработка которого была начата в 2008 г.; проект был профинансирован в размере $461 млн. Выпуск экспортного варианта намечен на ближайшее время, это модели от Prestige Class до President Class по цене от $50 тыс. до $71 тыс.
Всего в 2011 г. на внутреннем рынке продано 1 579 589 автомобилей отечественного производства. Кроме легковых, в Южной Корее производятся грузовые автомобили различной классификации и грузоподъемности, автобусы, спецтехника, автопогрузчики, автомобильные подъемные краны, пожарные машины и автомобили скорой помощи. Рынок автотранспорта в стране богат, разнообразен, современен, надежен и способен удовлетворить любые потребности и даже прихоти потребителей. Доля IT-изделий (промышленной продукции, так или иначе связанной с информационными технологиями) в экспорте страны составляет 7%. Объем производства изделий такого рода достиг в 2011 г. $156,97 млрд и вырос по сравнению с 2010 г. на 2%. У Республики Корея давно уже репутация мирового центра информационных технологий и техники, для них предназначенной. На мировом рынке ряд южнокорейских компаний известен не только специалистам, но и самым широким массам потребителей. Это - Samsung Electronics, LG Electronics, SK Telecom. Непосредственно в РК популярны KT Group и NHN Corporation.
Мобильных телефонов последнего поколения -смартфонов - Южная Корея экспортировала в 2011 г. на $11,88 млрд, нарастив их продажи за рубеж всего за один год более чем в полтора раза - на 53,5%. Ныне страна занимает 1-е место на мировом рынке производителей смартфонов; ее доля на этом рынке - 27,1%.
Экспорт южнокорейских телевизоров в 2011 г. вырос на 4,8%, а объем продаж составил $50,15 млрд. Поставка дисплеев на экспорт возросла на 7,1% и достигла $31,39 млрд. Продажи за рубеж планшетников всего за один 2011 г. выросли на 180%, составив $1,89 млрд. Правда, экспорт «традиционной» продукции отрасли - принтеров и мониторов - несколько сократился - на 6,2%. Главный потребитель южнокорейских IT-товаров - КНР; в 2011 г. она закупила их на $73,86 млрд. Растет экспорт изделий такого рода в Японию, в страны АСЕАН, США, государства Евросоюза (0,8%). По всем признакам южнокорейские компании удерживали первенство на этом рынке и в 2012 г.12 Выше мы уже не раз говорили, что важная особенность деятельности южнокорейских компаний заключается в том, что они, во-первых, стремятся как можно чаще обновлять номенклатуру выпускаемых изделий и, во-вторых, выбрасывать на рынки новейшие инновационные товары, пользующиеся в данный момент наибольшим спросом покупателей.
Деятельность компаний, работающих на IT-рынке, демонстрирует тому множество примеров.
Так, компания «Самсунг Электроникс» в 2011 г. прочно заняла первое место по объему продаж «умных телефонов» - смартфонов, опередив известную американскую компанию Apple Inc. В 2012 г. на рынке появились более совершенные смартфоны LSI и AMOLED, а также «умный телефон» нового поколения GALAXY-S3, прибыль от продаж которых по итогам года должна составить не менее $2 млрд. «СК Телеком» - крупнейшая телекоммуникационная компания Южной Кореи. Благодаря хорошим перспективам на своем рынке и правительственным программам, стимулирующим рост производства, фирма постоянно снижает цены на свою продукцию и услуги. Более 40% населения пользуются связью этой компании. Она - вторая в стране по выпуску микросхем и чипов, ее позиции на экспортном направлении постоянно укрепляются. «KT Корпорейшн» - второй по величине телекоммуникационный оператор в Южной Корее, в его распоряжении - линии передач данных нового поко-ления. Фирма взяла на обслуживание новейшую модель смартфона Samsung Galax-3D, освоила передачу музыки в цифровом формате. В городе Кимхе этого компания совместно с японской фирмой Japan Sofibank открыла крупный информационный центр, в число функций которого входит организация вещания передач южнокорейского радио и телевидения за рубеж.
Специализация компании «ЭнЭйчЭн Корпорейшн» - электронные и компьютерные игры, реклама в электронных носителях. Она занимается распространением игр не только в Южной Корее, но также в Китае и в Японии. Компания предоставляет разнообразные услуги: электронную почту, интернет-магазины, электронные книги и карты, материалы о культурном наследии - список предложений все время увеличивается. Этот рынок растет очень быстро: по прогнозам, в 2012 г. число пользователей мобильной сети, использующих эти услуги, вырастет не менее, чем на 172%, что принесет компании более $80 млн13. Таким образом, южнокорейская IT-отрасль «перекрывает» практически все направления компьютерного, а в более широком плане - электронного сервиса, широко участвуя в международном обмене в этой сфере.
НЕПЕРВОСТЕПЕННЫЕ, НО ОЧЕНЬ ВАЖНЫЕ
К числу отраслей, также переживающих расцвет в Республике Корея и играющих заметную роль в ее экспорте, можно отнести нефтепереработку и черную металлургию. Хорошие перспективы у пищевой промышленности.
Как известно, страна не располагает собственными месторождениями углеводородов, всю сырую нефть ей приходится импортировать; она на 5-м месте в ряду импортеров нефти в мире. В стране есть 5 крупных предприятий, осуществляющих глубокую переработку сырья; их общая мощность - около 3 млн барр. сырой нефти в день. Кроме того, действует большая сеть специализированных фабрик, производящих смазочные масла. Благодаря именно глубокой переработке нефтяного сырья в автомобильный бензин, авиационный керосин и другие не менее дефицитные продукты страна входит в число крупных экспортеров продукции нефтепереработки. В 2011 г. она экспортировала 64,9 млн барр. таких продуктов, выручив при этом $47,9 млрд, что на 63,9% больше, чем в 2010 г., многократно окупив затраты на закупку сырья - сырой нефти.
Примерно так же обстоят дела и в металлургической отрасли. В Южной Корее нет залежей железной руды, все сырье приходится закупать за границей. В стране работают 3 больших металлургических завода. В 2011 г. они произвели 68,5 млн т черных металлов - чугуна и стали, нарастив производство по сравнению с 2010 г. на 16,2%. По производству черных металлов Республика Корея - на 6-м месте в мире, а ее доля в их мировом производстве -4,5%. Экспорт увеличился за 2011 г. на 45%; страна выручила от продажи черных металлов $39 млрд.
Все 3 завода экспортируют металл в основном в виде отливок; прокатное производство развито слабо.
Посевные площади в стране относительно неве-лики - она второй по масштабам закупок за рубежом импортер продовольственного и кормового зерна в Азии. По оценке экспертов, лишь к 2030 г. самообеспеченность зерном достигнет 50%. Обеспечение продовольственной безопасности беспокоит правительство, и оно призывает предпринимателей реализовывать сельскохозяйственные проекты за рубежом. Откликнувшись на этот призыв, компания Hyundai Heavy Ind. приобрела 67,6% акций российского ООО «Хороль Зерно» (Приморский край), занимающегося выращиванием кукурузы и сои. В 2012 г. компания инвестировала $9 млн в увеличение посевных площадей хозяйства с 10 до 50 тыс. га.
Весь полученный урожай направляется в Южную Корею. Та же компания купила за $6,5 млн часть большого фермерского хозяйства у новозеландских инвесторов и планирует производить там ежегодно до 60 тыс. т кукурузы и соевых бобов. Компания Daewoo взяла в аренду на 99 лет 1,3 млн га земельных угодий на Мадагаскаре. Всего же более 24 южнокорейских компаний вовлечены в развитие сельхозиндустрии в 16 зарубежных странах, получая ежегодно с арендованных и купленных земель до 87 тыс. т зерна14. Об экспорте продукции южнокорейских земледелия и животноводства, понятно, речь пока не идет. Но не исключено, что новейшие технологии, которые со временем обязательно придут в эту отрасль, высокоурожайные сорта зерновых и других сельскохозяйственных культур, достижения в области управления климатом и погодой помогут трудолюбивому и изобретательному народу добиться успехов и в этой сфере.
ИМПОРТНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
Мы обстоятельно рассказали об успехах страны в экспорте своих товаров. А как обстоят дела с импортом? В самом начале статьи мы приводили цифру: «импортная составляющая» Республики Корея равна $523 млрд. Но в стране считают импорт чрезмерно большим и стремятся всемерно сократить его.
Правда, возможности для этого невелики. Сырой нефти РК требуется очень много, импорт ее вырос по сравнению с 2010 г. на 6,2% и достиг 92,7 млн барр.; расходы на закупку составили $100,7 млрд.
Страна, скорее всего, останется 5-й в мире по закупкам сырой нефти.
Республика Корея - второй по величине импортер природного газа, закупаемого исключительно в сжиженном виде. Ведущая компания «Когаз» закупила в прошлом году 36,72 млн т газа - на 3,6% больше, чем в 2010 г. Страна также на 3-м месте в мире по закупкам каменного угля. В 2011 г. она импортировала около 120 млн т твердого топлива при средней цене $130,41 за тонну. Уголь Южная Корея ввозила из России, США, Австралии, Индонезии, Монголии, ЮАР и ряда других стран. РК в больших количествах закупает стальной лист, необходимый, прежде всего, автомобильной промышленности. Импорт листового металла в 2011 г. вырос по сравнению с 2010 г. на 4,9%. В основном он импортировался из Китая и Японии.
Руководство страны озабочено большими размерами импорта всех видов топлива. Разработана программа поиска и внедрения различных видов альтернативного топлива до 2020 г. В случае ее успешной реализации закупки нефти к этому сроку сократятся не менее чем на 35%. Одновременно ведется интенсивный поиск источников относительно дешевых углеводородов. В основном делается ставка на заключение выгодных контрактов с нефтедобывающими государствами или путем создания совместных предприятий с иностранными компаниями.
Так, разработана программа добычи и последующей закупки на льготных условиях нефти из 3 только что открытых месторождений в Объединенных Арабских Эмиратах. В 2013 г. намечено профинансировать программу освоения 5 месторождений в Иранском Курдистане. В этом же году Республика Корея примет участие в разработке 4 месторождений в Гренландии и (совместно с австралийскими компаниями) в шельфовой зоне Юго-Восточного моря15.
* * *
Автор ставил своей задачей рассказать, как, за счет чего небольшая страна - Республика Корея - за исторически короткий срок из бедной и отсталой превратилась в богатую, высокоразвитую державу -одну из ведущих в экономическом плане в мире. Насколько ему это удалось - судить читателям. Надеясь при этом, что кое-что из этого опыта пригодится и в России.