В статье "Как продлить жизнь в море", опубликованной в "МВР" N 34 за 2008 г. мы рассмотрели требования IMO по антикоррозионной защите судов на стадии строительства, в период эксплуатации и при проведении планового ремонта.
Сегодня хотелось бы обратить внимание на состояние рынка антикоррозионных покрытий и познакомить читателя с ведущими мировыми компаниями, производящими данную продукцию. Сразу хочу оговориться, что мы не отдаем предпочтения ни одной из фирм. Наша задача показать важность обсуждаемой темы и дать обзор рынка в целом.
Необходимо также отметить, что не стоит искать в представленных ниже компаниях лучшую или худшую. Каждая из них - мировой лидер и в выборе проблем нет, как нет и проблем в ценах - они практически одинаковые. Проблема в другом - как профессионально и грамотно разработать схему защиты судна при строительстве и ремонте? Не стоит забывать о техническом и эстетическом виде судна.
Компания HEMPEL Group основана в 1915 г. в Дании. Ее учредитель - J.C. Hempel. С первых дней фирма работает под девизом "Качественное обслуживание", поставляя свою продукцию в различные отрасли экономики, включая судостроение и судоремонт, а также на фабрики, производящие морские контейнеры.
HEMPEL Group - одна из самых известных компаний мира, которая располагает развитой инфраструктурой на всех континентах. Ее предприятия: 3 главных и 4 региональные научно-исследовательские лаборатории, 20 фабрик по выпуску антикоррозионной продукции, 47 офисов, заключающих договора и обеспечивающие сбыт продукции, а также 130 складов хранения готовой продукции, размещенных по всему миру и обеспечивающих доставку продукции заказчику в кратчайшие сроки.
Управление компанией осуществляется советом директоров J.C. Hempel фонда из главного офиса в Дании. Данный фонд был создан еще при жизни основателя компании 30 ноября 1948 г., который умер 30 января 1986 г.
Задачи фонда - сохранить начатое дело, продолжить его развитие, постоянно укрепляя научную, технологическую и финансовую базу.
Необходимо отметить, что ряд вопросов, таких как кадровые, работа с заказчиком, поставки, производство, план и др., решается на местах.
39 дочерних предприятий сертифицированы по стандарту ISO 9001,15 - по стандарту ISO 14001, 5 компаний HEMPEL в данный период получили сертификат OHSAS 18001.
Техническая группа включает 450 высококвалифицированных специалистов (COATING ADVISORS), работающих в судостроении и судоремонте. 40% персонала имеют международные сертификаты FROSIO или NACE.
В 2005 г. было продано 244 млн. литров краски. В 2006 г. в секторе судостроения и судоремонта рост продаж фирмы вырос на 19%, а заказы в сравнении с предыдущим 2005 годом увеличились на 30%.
Необходимо отметить, что ежегодно HEMPEL поставляет на судостроительный рынок новые материалы, среди которых: HEMPADUR FIBRE 4760, HEMPADUR MULTI-STRENGTH 4575, антифаулинг HEMPASIL 77500-SELIKONE BASED FOULING и др.
JOTUN GROUP - Норвегия. Начало создания компании JOTUN положено в 1920 г., когда Odd Gleditsch открыл первые магазины красок для морских судов в портах Sandefjord, Tonsberg и Larvich.
Развивая и расширяя бизнес, 12 марта 1926 г. О.Gleditsch создает акционерную компанию с капиталом 60000 норв. крон и открывают фабрику по изготовлению красок - JOTUN Kemiske Fabrik A/S, а сам становится управляющим директором.
Коммерческий прорыв JOTUN удался в 1931 г. после объединения с компанией ARCANOL.
В 1953 г. компания осуществляет феноменальный технологический прорыв по разработке и выпуску декоративных красок, в том числе и для морских судов.
В 1962 г. строится первая фабрика по выпуску антикоррозионных покрытий в Ливии, в 1968 г. в Таиланде, в 1975 г. в Дубае.
Однако вернемся к началу 1960-х годов. В этот период норвежская индустрия развивалась очень медленно, местный рынок был ограничен в потреблении продукции, что оказывало серьезное влияние на развитие производства.
Для выхода на международный рынок четыре крупнейших норвежских фабрики, выпускающие антикоррозионные покрытия, в августе 1971 г. подписывают договор об объединении. О. Gleditsch, он же управляющий директор A/S JOTUN, в 1971г. создает A/S JOTUN GROUP, в которую вошли ALF BJERCKE А/ S, FLEISCHERS KJEMISKE FABRIKER A/S, A/S DE - NO - FA og LILLEBORG FABRIKKER'S и JOTUN ODD GLEDITSCH.
Вновь созданная группа сохранила название JOTUN, которое было взято из мифологии Норвегии - JOTUNHEIMEN.
Однако символ компании (торговая марка) трижды меняется и в 1970 г. окончательно был утвержден "пингвин на фоне земного шара".
Сегодня JOTUN GROUP - серьезный игрок на мировом рынке по производству и поставкам антикоррозионных покрытий. Это 68 компаний в 35 странах мира, 40 фабрик по выпуску продукции работают в 35 странах. Кроме этого, в 70 странах находятся агенты, брэнч-офисы, дистрибьюторы.
JOTUN GROUP уделяет серьезное внимание разработкам и внедрению в производство, особенно в судостроительную индустрию, новых продуктов и систем, а также технологий по их применению. 5300 человек обеспечивают бесперебойную работу компании.
NIPPON PAINT - Япония. Компания основана в 1881 г. в г. Komyosha братьями Haruta и Jujiro Moteki. Совместно со старшим механиком Heikichi Nakagawa был организован бизнес по поставкам красок на корабли Военно-морского флота Японии. С 1896 г. компания начала заниматься производством красок, открыта новая фабрика в Токио. Через два года (1898 г.) NIPPON PAINT создает первую в Японии компанию по производству покрасочных материалов для морских судов и довольно быстро распространяет свое влияние по всей Японии. В 1914 г., заполнив своей продукцией внутренний рынок, компания открывает дочерние предприятия в Китае, Индии, позже на Тайване. В1963 г. NIPPON PAINT создает совместную компанию PAN MALASYAN INDUSTRIES в Малайзии, а в 1967 г. - в Таиланде.
В 1986 г. NIPPON PAINT разработала систему PHOTO ED, предусматривающую всестороннее обследование корпуса в период докования и вынесение рекомендаций по антикоррозионной защите с применением передовых технологий.
В 1992 г. компанией представлена инновационная система FLEXCEED, предусматривающая лабораторные антикоррозионные исследования и отработку современных систем защиты.
Сегодня компания NIPPON PAINT является одним из лидеров по выпуску антикоррозионных покрытий в Азии. Ее фабрики открыты в городах Хошимин (Вьетнам), Сеул (Корея), Куала Лампур (Малайзия), Джакарта (Индонезия).
Кроме выпуска красок для морских судов и береговой инфраструктуры, к примеру, во Вьетнаме, 70% красок NP поставляет для фабрик, выпускающих мотоциклы. В Корее это 100% поставок красок в пищевую промышленность.
Компания стандартизирована и имеет сертификат качества ISO: 14001.
NIPPON PAINT имеет широкую сеть фабрик и офисов как в Азиатском, так и Европейском регионах и Северной Америке. Сегодня это 20 фабрик и сеть офисов, которые продвигают свою продукцию на мировом рынке.
Среди последних разработок: NIPPON 9000 GLOSS FINISH, NIPPON 9000 UNDER-COAT, NIPPON 9000 ALUMINIUM PAINT, NIPPON WATEXnflp.
INTERNATIONAL MARINE COATING - Англия. В 1881 г. два брата Мах и Albert Hollzapell (родившиеся в Германии) основали на северо-востоке Англии в г. Ньюкастл совместную компанию с CHARLES PETRIE по производству красок. В этот исторический период в Англии наблюдался судостроительный бум и интенсивное индустриальное развитие. Выпускаемая ими продукция сразу же была востребована на судостроительном рынке, обеспечивая защиту океанских лайнеров от коррозии.
Внутренний рынок постоянно требовал увеличения поставок, что дало толчок к поиску новых технологических процессов. В производство были внедрены металлические котлы для нагрева и смешивания компонентов. Данный процесс позже удалось механизировать. В 1904 г. была построена первая современная механизированная фабрика, что способствовало увеличению объема выпускаемой продукции. Активность компании возросла, ее имя стало известно и уважаемо как дома, так и за рубежом.
В 1889 г. компания строит первую фабрику в России, затем в Дании, Италии и Германии. В 1901 г. в г. Нью-Джерси зарегистрирована INTERNATIONAL PAINT CO.INC., которая начала работать в городах Бруклин и Нью-Йорк, обеспечивая судовладельцев восточного побережья Америки антикоррозионными красками.
К 1914 г. компания достигает довольно высоких результатов, что дает ей возможность расширить производство. Открываются новые фабрики в Швеции, Франции, Японии. Активность компании на мировом рынке упрочилась. Организовано производство в Испании, Канаде, Бразилии, Мексике, Австралии и Н.Зеландии, а после Второй мировой войны - в Нигерии, Венесуэле, Голландии, Португалии.
В 1960 г. компания берет под свой контроль PINCHIN JOYNSON & ASSOCIATES (PJA) и начинает работать в индустриальном секторе, обеспечивая его красками, включая автомобильную промышленность. В 1968 г. происходит слияние COURTAULDS и INTERNATIONAL PAINT, что укрепляет ее позиции на рынке. Одновременно с расширением производства усиленно ведутся научно-исследовательские работы по производству новых, более качественных продуктов, проводятся лабораторные испытания, разрабатываются новые технологии.
Поиск приносит успех. В 1974 г. компанией разработаны и внедрены в производство т.н. порошковые краски. Первые фабрики были построены в Германии, Бразилии, Италии и к 1990 г. их насчитывалось уже 15. Они поставляли продукцию более чем в 40 стран.
В 1998 г. происходит слияние с крупнейшей датской компанией AKZO NOBEL - одним из лидеров в химической индустрии. Компания INTERNATIONAL MARINE PAINT становится частью компании и специализируется на выпуске антикоррозионных покрытий для морских судов и береговой инфраструктуры.
Сегодня INTERNATIONAL MARINE PAINT развивает бизнес в 54 странах мира, 3500 специалистов в штате компании. Для технического персонала, работающего в судостроении, разработана программа подготовки согласно требованию стандарта PSPC, прохождения курса обучения всех, кто не имеет сертификата FROSIO или NICE.
KANSAI PAINT CO., LTD - Япония, входит в десятку крупнейших компаний мира, производящих краски как для морской и автомобильной промышленности, так и индустриальной, включая жилищное строительство.
Компания образована в 1918 г. в г. Амагасаки под торговой маркой фирмы KATSUJIRO IWAI, поставляющей лакокрасочную продукцию в г. Осака и ее окрестности. К 1920 г. KATSUJIRO IWAI еще была далеко позади от шести ведущих компаний Японии, выпускающих и реализовывающих данную продукцию. Экономическая нестабильность и хаос на внутреннем рынке Японии в 20-е годы серьезно тормозили развитие KANSAI, но несмотря на трудности, уже к 1926 г. KATSUJIRO IWAI создает и выпускает свой первый продукт - CELVA, краска на основе лака. Первый продукт этой фирмы сразу получил признание в Японии, что дало возможность компании расширить производство, а к 1930 г. открыть офис в Токио. В 1950 г. KANSAI открывает первую фабрику по производству красок в г. Осака. С ее открытием компания ввела для себя новую экономическую политику, что позволило увеличить объемы выпускаемой продукции. В 1960 г. открывается фабрика в г. Hiratsuka, а к концу года и в г. Нагоя. С 1965 г. KANSAI в срочном порядке начинает проведение исследовательских работ по разработке новых технологий и созданию новых антикоррозионных покрытий. Базой для этого послужила вновь открытая фабрика в г. Хиратсука. Новое направление позволило осуществить ряд инновационных проектов и выйти в лидеры. С 1965 г. компания начинает развивать бизнес за рубежом, строится первая фабрика в Сингапуре, в 1968 г. строится совместная фабрика с компанией THAI HUAT в Таиланде. А в 1971 г. открывается новая фабрика в г. Канума, как самая технологически современная. В 1974 г. произведен пуск фабрики в Гонконге.
С 1983 г. KANSAI входит в партнерские отношения и технологическое сотрудничество с индийской компанией INDIAS GOODLASS NEROLAC PAINTS, входящую в группу ТАТА и японскую NIHON TOKUSHU (Токио), а к 1986 г. приобретает 36% акций данной компании, что дает возможность ускорить инновационный путь развития и создать ряд совершенно новых разработок. В 1986 г. вводится в строй новая лаборатория по разработке и расширению цветовой гаммы выпускаемых красок, которая затем становится центром COLOUR DESIGNING & DEVELOPMENT LABORATORY.
На международном рынке компания чувствует себя уверенно, появляются возможности открыть фабрику в Северной Америке - KANSAI PAINT (США) и объединиться с компанией DUPON, что дало возможность внедрить автоматизированную систему производства и розлива красок, а также создать автоматизированную линию по нанесению защитного слоя при покраске автомобилей. Позже такие же фабрики были открыты в Корее, Англии, Китае.
В 2006 г. компанией принята новая инвестиционная программа по строительству новых фабрик за рубежом, на это выделено $180 млн.
CARBOLINE - США. В 1947 г. Stanlei Lopata основал компанию CARBOLINE в г. St.Louis, штат Missoury. Фирма обеспечивала химическую индустрию оборудованием и специалистами по проведению работ по антикоррозионной защите строящихся объектов. Со временем St. Lopata развил производство и освоил выпуск антикоррозионных покрытий для ремонта танков на химических заводах, что дало возможность накапливать и осуществлять хранение химических продуктов в них. Работая над усовершенствованием технологий и выпуском новых материалов, компании удалось создать систему покрытия CARBON - BASED LINING, а позже открыть компанию CARBOLINE COMPANI.
В течение 1950 г. CARBOLINE первым получил лицензию на производство материалов во Франции, а также начал продвигать продукцию в других странах. За довольно короткий срок компания завоевывает рынки Н.Зеландии, Индонезии, Сингапура, Пуэрто-Рико, Коста-Рика, Венесуэлы, а к концу 1950 г. появляется в Китае, Ю.Корее, Норвегии, Японии, Индии, открывает дочерние компании в Европе, Африке, Аргентине, Мексике.
В 1970 г. особый интерес к продукции компании проявляют химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, атомная энергетика, нефтегазодобывающая промышленность, а также морская инфраструктура.
С 1985 г. многократно увеличив свой бизнес, CARBOLINE приобретает семь компаний и расширяет ассортимент поставляемых продуктов на рынок.
Сегодня компания CARBOLINE оперирует четырьмя фабриками в США и около 30 центрами обеспечения (поставок продукции).
CARBOLINE сертифицирована по стандарту ISO 9001: 2000 QMS, что дает возможность поставлять продукцию в отрасль атомной энергетики.
Компания CARBOLINE успешно работает и на судостроительном рынке, поставляя материалы для обеспечения защиты от коррозии морских судов, нефтедобывающих платформ, терминалов и т.д. с гарантийным периодом покрытия как минимум 60 месяцев.
CMP (CHUGOKU MARINE PAINTS LTD.) - Япония. Компания зарегистрирована в мае 1917 г. как CHUGOKU CHEMICAL INDUSTRY Ltd. PARTNERSHIP in NAKA-KU в г. Хиросима и начала выпуск красок для морских судов. В мае 1923 г. в компании происходит реорганизация, меняется название на CHUGOKU MARINE PAINTS Ltd, создается фонд развития компании 250000 йен.
В марте 1962 г. СМР строит фабрику по производству красок в г. Ясу (Shiga Pref.), а в октябре 1973 г. открывается компания СМР в Гонконге. Развивая бизнес, компания СМР продолжает строительство новых фабрик: 1975 г. в г. Канзаки (Saga Pref.), в апреле 1980 г. в Сингапуре, марте 1983 г. в Англии. В октябре 1985 г. основывается завод OHTAKE-MARINE CHEMICAL Co.,Ltd. в г. Охтаке.
Конкуренция заставляет создать компанию, которая занималась бы только реализацией выпускаемой продукции. Появляется сразу две дистрибьюторские компании: СРМ SALES Co., Ltd. и CUGOKU PAINT INDUSTRY&SALES Co.,Ltd. В дополнение к этому в январе 1988 г. СМР выходит на рынок Голландии, с 1990 г. - Малайзии и США, а несколько позже - в Шанхае (Китай).
В марте 1994 г. строится научно-исследовательский центр в г. Охтаке, а в январе 2002 г. происходит слияние компании СРМ SALES CO.,Ltd и CPI&SALES Co.,Ltd, что дает возможность увеличить выпуск и продажу выпускаемых компанией красок.
В 1998 г. компания СМР прошла сертификацию и стандартизирована по ISO 9001. Техническая и индустриальная группа работают по стандарту ISO 14001, где основные требования - это качество и защита окружающей среды.
Капитал компании на март 2007 г. составлял 11600 млн. йен. Персонал насчитывает 2327 человек.
SIGMAKALON MARINE COATING - Голландия. В 1722 г. в Восточной Голландии PieterShoen наладил производство пигмента - основного продукта в технологическом процессе по производству красок. Развиваясь, компания перешла на производство и выпуск самих красок, ориентируясь на судостроение и защиту судов от коррозии.
Однако в 1969 г. бельгийский химически и гигант PETROFIN А приобретает компанию PETER SHOEN, организовав на ее базе компанию INTERNATIONAL COATING MATERIALS и PETER SHOEN COMPANY, на базе которых в 1973 г. была создана компания SIGMA COATING BV.
В 1981 г. SIGMA COATING BV открывает первую компанию в Саудовской Аравии, с которой тесно кооперирует, как в технических вопросах, так и обучении персонала. Открытие и развитие компании SIGMA PAINT SAUDI ARABIA Ltd. дало возможность сделать компанию одной из ведущих в мире и открыть представительства в Дюбае, Каире, Тегеране, Доке и агентирующие фирмы в Бахрейне, Кувейте, Сирии, Ливане и Мальдивских островах, что незамедлительно сказалось на развитии бизнеса.
В 1994 г. SIGMA PAINT одной из первых построила первую фабрику и организовала производство на Ближнем Востоке получив сертификат ISO 9002.
В 1998 г. крупнейшая французская нефтеперерабатывающая компания TOTAL приобретает компанию PETROFINA и меняет название на TOTALFINA. Данное слияние позволило занять четвертое место среди ведущих гигантов мира. В 2000 г. SIGMA COATING, как часть PETROFINA, сливается с KALON GROUP (частью компании TOTAL), создается единая компания SIGMAKALON GROUP, которая становится пятой по величине в мире по производству антикоррозионных покрытий. В этом же году открывается вторая фабрика в г. Дамман (Саудовская Аравия) по производству антикоррозионных красок с мощностью 60000 т ежегодно.
В 2003 г. SIGMA PAINT открывает академические курсы по подготовке технического персонала и специалистов, работающих на рынке. SIGMAKALON MARINE&PROTECTIVE COATING ведет работу в морской индустрии, обеспечивая заказчиков, как материалами, так и техническим персоналом.
Сегодня в компании работает свыше 350 специалистов более чем в 60 странах мира.
Серьезное внимание в ней уделяется вопросам судостроения, проведению ремонта, а также инспектированию судов в эксплуатации в период гарантийного периода.
SIGMAKALON GROUP фокусирует свое внимание на совершенствовании производства, выпуске новых материалов, удобстве их применения. Лишь один пример: опробован и внедрен в производство SIGMA PHENGUARD (PHENOLIK) - покрытие, применяемое для защиты грузовых танков на танкерах-продуктовозах-химовозах, которое можно использовать при +5°С, а не при +10°С, как предыдущий продукт. Это дает возможность ускорить технологический процесс при покраске танков в зимнее время.
Продукция компании поставляется более чем в 70 стран мира.
КСС - MARINE & PROTECTIVE COATING - Корея. КСС (KUMGANG KOREA CHEMICAL Co., Ltd) основана в 1958 г. как химическая компания, производящая отделочные материалы и краски для строительной индустрии жилья, офисов и других объектов.
На ее базе в 1974 г. в г. Улсан (Корея) была построена первая фабрика по выпуску антикоррозионных покрытий для судов и морских сооружений. Для ускорения развития производства в этом же году были подписаны соглашения на приобретение лицензий у компаний HEMPEL, CARBOLINE и AMERON. Это позволило КСС в кратчайший срок освоить производство высококачественных материалов для защиты морских судов от коррозии. Данное соглашение продлилось до 1996 г.
Компания двигается вперед, в 1979 г. начинает работать научно-исследовательский центр, в который инвестируется ежегодно 5% от продажи выпускаемой продукции. Главная задача - разработка новых антикоррозионных материалов.
В 1992 г. КСС строит первую фабрику в Сингапуре, которая выпускает антикоррозионные краски как для морских судов, так и фабрик, выпускающих морские контейнеры. В 1995 г., с началом судостроительного бума, в г.Чунджу открывается еще одна фабрика.
С 2003 г. КСС успешно сотрудничает с индустриальным комплексом, поставляя свою продукцию на химические, металлургические заводы и различные фабрики, компании, ведущие строительство мостов, автопром и т.д.
В 2005 г. компания меняет имя на КСС CORPORATION Co.
КСС GROUP сегодня - это фабрики, офисы, складские помещения в 17 странах мира. За время своего существования компания поставила продукцию в судостроительную промышленность для полной или частичной защиты 1616 судов.
AMERON INTERNATIONAL - США. Время основания компании - 1907 г., однако ее производственная деятельность началась в 1929 г. как AMERICAN CONCRETE PIPE Co. Во время Великой депрессии компания несколько раз меняла свое название, а в 1942 г. стала называться AMERICAN PIPES AND CONSTRUKTION Co.
AMERON INTERNATIONAL CORPORATION выпускала высококлассное инженерное оборудование и поставляла его на предприятия химической индустрии, в энергетическую и транспортную отрасли, а также компаниям, чья деятельность связана с развитием городской инфраструктуры.
AMERON развивалась в четырех основных направлениях: PERFORMANCE COATING and FINISHES, FIBERGLASS -COMPOSITE PIPES, WATER TRANSMISSION и INFRASTRUCTURE PRODUCTS.
C 1996 г. кoмпaния cтaлa нaзывaтьcя AMERON INTERNATIONAL CORPORATION. Ее подразделение PERFORMANCE COATINGS and FINISHES GROUP занималось разработкой и поставкой на рынок антикоррозионных покрытий для защиты металлических поверхностей и оборудования, в основном для хим.индустрии.
Для расширения производства и развития бизнеса в 1998 г. AMERON приобретает CRODA INTERNATIONAL и выходит на мировой рынок. Так появились компании: в Японии (AMERON JAPAN Co.), AMERON (Австралия), AMERON BV (Нидерланды) и др. Более чем в 20 странах мира.
AMERON PERFORMANCE COATING and FINISHES GROUP выпускает и поставляет на рынок высококачественные антикоррозионные покрытия, обеспечивающие как антикоррозионную защиту, так и защиту поверхности от химического и физического воздействия. В вопросах защиты поверхности от химического воздействия AMERON является безусловным лидером.
Поставляемые компанией продукты находят широкое применение как в судостроении, так и в морской индустрии.
Вместо заключения
Российское судостроение начинает процесс возрождения. Объединенная судостроительная корпорация проводит в этом направлении огромную работу. Это не только модернизация имеющихся судостроительных заводов, но и строительство новых, развитие судостроительной инфраструктуры. При этом не стоит забывать, что такое развитие должно идти во всех направлениях, включая обеспечение морской индустрии антикоррозионными покрытиями, как одно из важных направлений в технологической цепочке. А это, в свою очередь, включает строительство новых фабрик, исследовательских центров и лабораторий, подготовку специалистов, обеспечение морской индустрии всеми необходимыми материалами.
Мореходов Михаил Афанасьевич - Действительный член Петровской академии наук и искусств;
- член союза журналистов России;
- член российского союза писателей.
Опубликовано: "Морские вести России" 31.03.2008