Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

Ода родному городу. Об Александре Ивановиче Типакове




Каким бы светом звезды заблистали,
Каким бы гулом громы загремели,
Каким путем бы реки побежали,
Каким бы хором песню мы запели
И горечи какой испили б чашу
Каким желаньям было бы не сбыться,
С каким бы смыслом жизнь лихую нашу
Несла судьбы небесной колесница,
С каким же сердцем ближнему подспорье-
Себя частицу - мы бы отдавали, -
Коль не было б отцовского подворья, -
Его любви и Веры и печали.....


А.И.Типаков



Наш герой родился и провел детские и юношеские годы меж двух морей, - казалось бы, о таком счастье можно только мечтать... Он появиться на свет именно в таком месте, городе - герое Керчь.


25 июля 1950 года в семье Типакова Ивана Федотовича и Типаковой (Сорокиной) Надежды Федоровны появился сын Александр. В семье родители называли новорожденного Шура (в свидетельстве о рождении Александр), родители продолжали так его называть до самой их смерти.


Отец - Иван Федотович, участник Великой Отечественной войны, демобилизован по ранению, награжден орденом Великой Отечественной войны и рядом медалей. Всю свою жизнь Иван Федотович проработал главным бухгалтером на Керченской переправе "Крым - Кавказ". Мать - Надежда Федоровна, участница Великой Отечественной войны, врач дермато-венеролог, работала в керченском кожно-венерологическом диспансере. В 1954 году в семье родился второй ребенок, девочку назвали Оля, которая пошла по стопам мамы. Окончила Харьковский медицинский институт - лечебный факультет. В 33 года была избрана коллективом Керченского кожно-венерологического диспансера и заняла должность главного врача. В этом лечебном учреждении и в этой должности она проработала всю свою жизнь.


Иван Федотович, Шура и Надежда Федоровна     

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ


Александр Иванович связывает свою творческую жизнь с городом - героем Керчь, где родился, где прошли его детские годы и юность. В шестилетнем возрасте он пошел в музыкальную школу, по классу фортепьяно. Он помнит своих первых педагогов: Бубликову Людмилу Дмитриевну и Жука Анатолия Михайловича. Здесь же он пошел в первый класс, средней школы им. Шмидта, которую с блеском закончил.
В городе Керчь, он сделал первые шаги в своем юном творчестве. В 12 летнем возрасте были написаны первые стихи "Моя Россия". и опубликованы в газете "Пионерская Правда". Победа , награда - путевка во Всесоюзный пионерский лагерь "Артек". В международном пионерском лагере "Артек", он впервые встречается с композитором Пахмутовой Александрой Николаевной - эта встреча в последствии перерастает в дружбу ведущего композитора страны и начинающего, молодого, но талантливого музыканта. Я вспоминаю их теплую встречу (в 1980 году) в городе - герое Керчь, где Александра Николаевна принимала участие в сводном концерте, организованным Юрием Богатиковым. Это была милая и теплая встреча, доверительная беседа ведущего композитора страны и начинающего музыканта.

В 1965 г. он поступает в Калужское музыкальное училище, которое заканчивает с отличием, учась на двух отделениях: - теоретическом и фортепьянном. Одновременно он готовился к поступлению на теоретико – композиторский факультет Московского музыкально – педагогического института им. Гнесиных. При конкурсе 18 человек на место, Шура с блеском сдает вступительные экзамены и в списке под номером один становится студентом престижнейшего ВУЗа страны.


Студент 1-го курса Калужского музучилища


Творчество стало основой всей его жизни. Учась в Москве и посещая все возможные концерты, спектакли, оперные постановки, музеи и выставки, он сумел выработать особые ценностные ориентиры в искусстве. Учась у выдающихся деятелей - композиторов Г.И.Литинского, А.И.Хачатуряна, Ф.Е.Витачека сумел получить большую частицу мастерства и практических навыков в композиции и теории.


Каникулы Шура проводил дома в городе Керчь. Наша с ним дружба началась с раннего детстве, поэтому приезд моего друга всегда был желанным. Мы много времени проводили на морских пляжах, нашим излюбленным местом отдыха, было село Новоотрадное с прекрасными пляжами Казантипского залива. Днем мы много купались, загорали, беседовали. К вечеру собиралась теплая компания, как из местных ребят и девчонок, так и сверстников приехавших на отдых к родственникам. Готовилась уха, запекалась рыба, приносились овощи, звучал аккордеон, гитара, пелись народные песни. Это были незабываемые встречи молодых людей, где царила дружба, взаимоуважение и взаимопонимание. Это были приятные минуты нашей жизни. Изумрудно - голубое море с зеркальной поверхностью и "золотой" песчаный берег завораживал нас, а яркое солнце согревало и успокаивало. Мы жили счастливой жизнью.


Шура с отцом на берегу Керченского пролива


Еще одним нашим развлечением была рыбалка. В соседнем селе Золотое, мы брали у рыбаков лодку и выезжали на лов бычка, улов предназначался для вечерней ухи. Юношеский азарт, соревнование, желание поймать больше кружили нам голову. Каждый хотел похвастаться своим уловом и доказать, что он лучший. Все это захватывало каждого из нас. Вот у Шуры попался огромный бычок. Снимая его с крючка, Шура не удержал трепыхающуюся рыбку и она упала в его ведро с водой. Шура, как истинный рыболов полез рукой в ведро, чтобы продемонстрировать свой улов, но бычок вцепился зубами в его палец. Сколько было смеха, когда наш друг, от неожиданности, заорал, вскочил и потеряв равновесие плюхнулся за борт лодки. В этот вечер Шура был героем, бычка из рук он не выпустил и многие годы после этого случая, хвастался своим уловом, как настоящий рыбак.


Говоря о детстве Шуры важно отметить, что он был в постоянном поле зрения мамы. Надежда Федоровна где то купила подержанное, но прекрасно звучащее пианино "Шредер". Мне было 4 года, вспоминает Шура, но я помню, как вслушивался в каждый звук, взятый отдельно, а потом поочередно добавляя другие, так выстраивалось созвучие и я представлял (почему то) оркестр, который играл на набережной города. На этом детство нашего героя закончилось. Нужно отдать должное, что Шура проявлял живой интерес к музыке, любил слушать и подпевать. В музыкальную школу поступил в шесть лет. Помню, Надежда Федоровна говорила соседям: "... что значить ребенок не хочет заниматься музыкой - это родители не хотят, чтобы ребенок ею занимался". Дальше больше. Приходя с работы и переступив порог квартиры, мама говорила сыну, Шура садись за пианино. Доставала из коробки несколько спичек, клала их на пианино и говорила, ты должен сыграть это произведение пять раз и поочередно перекладывала спички в коробку. Так все начиналось .... . Шло время, наш юный герой окончил Керченскую музыкальную школу и восемь классов средней школы им. Шмидта. Путь был один, Калужское музыкальное училище. Да, именно в этом городе жила младшая сестра Надежды Федоровны (Евгения Федоровна), под ее крыло и определили мальчика, чтобы она за ним присматривала, дабы чего не случилось.


Время летело так быстро, что Шура не успевал перелистывать страницы учебников. А впереди были экзамены в институт им. Гнесеных (в настоящее время – Российская академия музыки им. Гнесиных). Квалификация – музыковед и композитор. После окончания "Гнесинки", служба в отдельных частях особого назначения внутренних войск МВД СССР. Заканчивал службу Александр Иванович в ансамбле МВД СССР.



Служба в ансамбле МВД СССР


ПЕДАГОГ - КОМПОЗИТОР


После службы в армии, в 1975 году, Александр получил приглашение на педагогическую работу от директора Калужского музыкального училища. Начал работу преподавателем по полифонии, гармонии, сольфеджио, анализу музыкальных произведений. Работал Александр Иванович с полной отдачей, но не всегда получалось хорошо, поскольку преподавание - сложнейший, тяжелейший процесс. Мало знать предмет самому - надо научиться передать то, что знаешь сам студентам. Преподавание отнимало много сил, поэтому в течении двух первых лет ничего не писал. Зато очень много читал, много играл симфонических произведений в виде партитуры.


К творчеству вновь подвигло многолетнее сотрудничество с З.С.Деревяшкиной, открывшей мне богатый мир хоровой музыки - рассказывает Александр Иванович. В качестве концертмейстера я переиграл и переслушал сотни произведений в самых разных хоровых жанрах. За годы работы в училище были написаны десятки песен для хора и ряд сочинений:

  • Кантата для смешенного хора и оркестра "Песня о буревестнике" (Стихи М. Горького).
  • Кантата для женского хора "Мы рисуем мир!"
  • Сюита на четыре стихотворения Р.Гамзатова - хоровой цикл "В сердце, которое любит"
  • Музыка к 24 театральным постановкам
  • Две камерные симфонии
  • Музыка к фильму "Доживешь-увидишь" Одесская киностудия 1980 год.


Но главным направление все таки была преподавательская работа. Среди учеников, когда - то учившихся у меня могу назвать членов Союза композиторов России Сергея Невраева, Евгению Хозикову, Сергея Дусенка. Многие теоретики, ныне работающие в школах, считают меня своим преподавателем и вспоминают не без благодарности. То же самое могу отнести к выпускникам-хоровикам, которым часто выполнял переложения и старался помочь в меру скромных возможностей студенту.


Этот период творчества А.И.Типакова отличался особой плодотворностью. Спокойный, уравновешенный и ответственный музыкант с каждым годом набирал силу и крепчал как профессионал. Ярко проявился его педагогический талант. Руководство училища отмечало: "Благодаря урокам Александра Ивановича, уровень теоретических знаний студентов отделения значительно повысился". Благодаря его педагогическому таланту и высокому уровню знаний учащиеся получали полноценные знания, и все, кто у него учился, и поныне считают А.И.Типакова большим авторитетом в преподавании теоретических дисциплин. В это же время рос уровень композиторского мастерства Александра Ивановича, появился целый ряд интересных сочинений в которых можно уловить оригинальные гармонии, смелые модуляции.


КОНЦЕРТМЕЙСТЕР

из воспоминаний дирижера - З.С. Деревяшкиной


Концертмейстер - это отличный пианист, музыкант и ансамблист (много-летний практик). Когда дается оценка рецензентов об исполнительстве вокально-хорового сочинения в сопровождении концертмейстера, чаще всего творчество последнего остается в тени. Конечно, номер воспринимается в целом, значит, оценка нужна объективная в целом.


Сама профессия - концертмейстер - несет в себе несколько функций или значений и умений. Он ведет и помогает во всем, например, правильно по-чувствовать стиль, возбудить воображение, интуицию, если это новое сочинение - найти новую манеру пения, раскрыть текст и многое другое. Дирижер - хор - концертмейстер, у каждого своя задача, но в то же время в единой линии мышления (стиле, содержании, тембра, темперамента) в трактовке музыкальной и эмоциональной интерпретации - это единый исполнитель. Задача концертмейстера немалая: не только обладать безошибочным талантом и умением создать звучание фортепиано "подобно оркестру", не упуская не единого голоса в общей массе звуков, но, что совершенно необходимо, - пребывать в единстве со своими исполнителями и прежде всего с дирижером - от этого зависит успех исполняемого сочинения.


Работая над произведениями гениального русского композитора XX века Г.В.Свиридова "Возвращение солдата"- композитора захватывающего глубиной содержания, зовущего к размышлению, откровению и раздумью, к новым открытиям, искренней любви к своему народу и Родине, не раз провозглашавший ее величие. Александр Иванович поставил себе высокую планку - образно передать то, что воплотил в сочинении композитор. Как талантливый последователь, впитавший в себя замечательные черты свиридовской школы, ему удалось предать замысел - яркое эмоциональное исполнение вокальное и виртуозно-техничное, темпераментное исполнение фортепианной партии, создать красочно-выпуклый образ стойкого, преданного, мужественного в своих страданиях солдата.


Как композитора Александра Ивановича влекла хоровая музыка, он досконально изучил возможности и особенности певческих голосов, глубже постигал их природу. Совместный труд проходил в контакте и взаимопонимании, творческом содружестве, через которое рождалось коллективное мастерство исполнения, но основой всего оставалось взаимоуважение. Мужской, смешанный и женский хоры любили премьеры новых сочинений. Разучивались и исполнялись сочинения Д. Шостаковича, С.Прокофьева, Г.Свиридова, Д.Кобалевского, С.Туликова, А.Эшпая, В.Тормиса и конечно же А.Типакова. Особое предпочтение оказывали гениальной, потрясающей музыке Георгия Васильевича Свиридова, требующей погружения в работу над художественными полотнами. Это были "Поэма памяти Сергея Есенина" на стихи Есенина, "Патетическая оратория" на слова В.Маяковского, кантата "Курские песни". А также кантата "Матушка Русь" на слова Н.Некрасова, кантата "Снег идет" на стихи Б.Пастернака, "Пушкинский венок" на стихи А.Пушкина и другие сочинения. Все это музыкальное "богатство", было представлено, как за рубежом - Германии, Швейцарии, так и на конкурсных площадках Моск-вы, Кемерово, Куйбышева, Магнитогорска, Новгорода, г Бор - Нижегородской области, г. Арсеньева - Приморского края, Брянска, Костромы, Улан-Удэ, г. Северодвинск - Архангельская область, г. Новосветск - Кировская область и многих других площадках.


Встречи и общения с выдающимися людьми - это великое обогащение знаний и расширение кругозора, это творческое обновление и дополнительное проникновение в тайны и секреты музыкального искусства. По роду деятельности Александр Ивановичу приходилось общаться с видными музыкальными деятелями А.Юрловым, В.Дударовой, С.Туликовым, Э.Хачатуряном. Д.Кобалевским, Г.Эрнесаксом, Ю.Силантьевым, Ю.Темиркановым, А.Пахмутовой и другими выдающимися музыкальными деятелями России, Швейцарии, Прибалтики, Германии, Польши.


Одна из таких встреч в жизни композитора А.Типакова сыграла исключительную роль. В результате совместной творческой работы с солистом Большого театра, народным артистом СССР Александром Ведерниковым появилась мастерская передача свиридовского стиля, выполненная безупречно. При подготовке сочинений Г.В.Свиридова к совместному концерту с А.И.Типаковым А.Ведерников преподал ему богатую школу мастерства. Он был большим другом Г.В.Свиридова, поэтому хорошо знал особенности трактовки и требования композитора к исполнителям.


Подлинно народный артист, Ведерников великолепно ощущал и передавал жизненное полнокровие свиридовской музыки, ее возвышенность и серьезность, ее органическую связь с традициями русского фольклора, Ф. Глинки, М.Мусорского, А.Бородина. Кроме свиридовского концерта Александр Иванович с А. Ведерниковым готовили к совместному выступлению программу из произведений А.Типакова.


Из воспоминаний Александра Ивановича: "К сильным впечатлением этого периода могу отнести все концертные и конкурсные выступления наших хоровых коллективов, как у нас в стране, так и а рубежом, энергия и оптимизм переполняли сердца. Мои сочинения исполняли: симфонический оркестр Московской консерватории, народный артист СССР А.Ф.Ведерников, народный артист РФ Владимир Моторин, солистка Большого театра Маргарита Маруна (Суханкина), солистка "Геликон - опера" заслуженная артистка РФ Екатерина Облезова, оркестр "Виртуозы Кубани" (Краснодар), оркестры, хоры, ансамбли и солисты Калужской области. Произведения звучали в Большом Кремлевском дворце, в зале Чайковского, в Музее Ф.Глинки. Неоднократно они исполнялись за рубежом - от малых до крупных форм".


Важно отметить талант Александра Ивановича и в поэтическом творчестве. Многие из его песен, романсы и другие вокальные сочинения написаны на его же слова. В 1998 году вышел поэтический сборник калужского края "Золотая аллея", в которой представлено творчество поэтов-калужан последней трети ХХ века. Среди стихов калужских поэтов есть и произведения А.Типакова. Иногда это деловые, отточенные стихи патриотического содержания, другие - лирико-патриотические, лирико-романтические, проникнуты высоким поэтическим настроением, возвышенной любовью ко всему прекрасному.


ПОД СЕНЬЮ МУЗЫКИ В ЦВЕТЕНИИ ВЕСНЫ


Вот, что писала о А.И.Типакове в мае 1999 года газета "Весть". В статье Владимира Черткова, заслуженного деятеля искусств России: "Под сенью музыки в цветении весны" говориться: "Центр культурной жизни Калуги плавно и очень даже закономерно переместился в филармонический и Танеевский концертные залы.



Это связано с тем, что один из первых шагов навстречу юбилею поэта сделала музыкальная среда Калуги. Музыкальные сцены на стихи А.С.Пушкина "Преданья старины глубокой"- проект созданный заслуженным работником культуры России композитором Александром Типаковым, - серьезная самостоятельная творческая акция, заслуживающая пристального внимания и размышления". Искусство-требование, искусство, взывающее к внутреннему усилию зрителя, слушателя, наконец, искусство, снова и снова пытающееся петь свои "старые песни о главном", то есть о вечном. А.С.Пушкин возвращает нас к центральным, узловым понятиям культуры, когда память и поиск "утраченного времени" становиться ее основным нервом. Очевидное достоинство "Преданий ...": они напрочь лишены преувеличенного до тошноты умиления, шумливой хлопотливости, напоминающей модную игру в "ностальжи".


Хоровая композиция А.Типакова, напротив, пронизана "скрытой теплотой патриотизма", памятливостью и уважением к прошлому, взыскующих безвозвратно утраченного времени и его духовных ценностей. Обратившись к пушкинским "Преданиям...", композитор неожиданно для многих, уже знакомых с его творчеством, с азартом первооткрывателя отыскивает в прошлом истоки нынешних звучаний, настроений, смысловых решений. Он не просто ощущает мелодику поэзии Пушкина, но в лучших частях композиции думает ею, видит, слышит и воплощает в звуках мелодий. Музыкальное и сценическое мышление Александра Типакова справлялось с крупной формой: рождалось масштабное музыкально-хоровое полотно, потребовавшее от всех участников нешуточной эмоциональной концентрации и взаимопонимания объединяющий композитора, исполнителей, воплощающих его замысел и зрителя.


На глазах возникал некий "новый жанр": хоровая и а-капельная музыкальная фреска. Этот раскрепощенный стиль, вобравший в себя ряд жанров, помогает слушателю в зале пережить, перевоссоздать в своем изображении "предания старины глубокой". Создается сильное музыкальное поле, в котором нет разрывов, нет пауз. Сцены идут в чутком, доверчивом молчании зала, который словно бы окутан этой поэзо-музыкальной и хоровой аурой. Композитор сознательно и изначально не рассчитывает на внешний успех, на усладу нашего слуха, использует приемы полифонические, сложные и прежде всего звучание "а капелла". Наша старинная хоровая традиция, неизменная вплоть до XVIII века и ныне возвращается к нам. Словно из глубины двухсотлетней культурной памяти, наплывают на нас мотивы и мелодии, решенные композитором подчеркнуто в стиле этой эпохи. Не смотря на неожи-данную, даже раскованную масштабную хоровую форму изложения - мы традиционно больше склонны к интимно - доверительному восприятию поэта - общий мелодический строй композиции прозрачен и задумчив, мягок по тональности. Поэтому и удачна эта работа композитора, что внутренне отрицает бодряческий оптимизм, по существу апеллируя к индивидуальному, личному чувству и восприятию слушающего.


Члены союза композиторов Калужской области


В искусстве хорошего много не бывает, но "Преданья..." вселяют надежду: дан добрый старт Пушкинскому юбилею на земле Калужской. Благодаря сочувственному взаимодействию - художника с художником, художника с публикой - культура исподволь накапливает силы, чтобы в будущем расставить в этом мире все на свои места. Оценивая значение творчества Александра Типакова в истории развития музыкальной культуры, надо прежде всего отметить его идейную, гражданскую направленность, сознательное, ответственное отношение к своей многоплановой музыкальной и общественной работе. По воспитанию, характеру, по типу мышления он приближен к той деятельности, которая всесторонне проявлялась во всех видах его творчества. Этому предшествовало серьезное, глубокое обучение на всем жизненном пути, которые базируются на классическом фундаменте русской, западно-европейской современной музыки, постоянном стремлении к самосовершенствованию, на особенном увлечении чтением (нужного направления) и многих других жизненных ценностей. Как говорит пианист-концертмейстер Важа Чанава, "...большие творческие победы без ума невозможны. Надо много знать, много читать, много ра-ботать, искать, тогда звук музыканта будет наполнен жизнью".


МИНИСТР КУЛЬТУРЫ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ


Министром культуры Калужской области А.И.Типаков проработал с 25 декабря 2008 года по 15 июля 2014 года. Необходимо обратить внимание, что он подошел к этому рубежу подготовленным, а не "с шашкой на гало". Перед тем, как занять эту должность Александр Иванович успел поработать: директором областного центра народного творчества, заместителем директора департамента культуры, начальником отдела, а потом и управления Министерства образования, культуры и спорта. Так что его назначение министром культуры ни для кого не стало неожиданностью.


А.И. Типаков на должности министра культуры Калужской области


Профессиональная жизнь министра культуры Калужской области, заслуженного работника культуры России Александра Ивановича Типакова затронула, пожалуй, все важнейшие сферы культурной отрасли.


"Культура Калужской области имеет уникальные и самобытные традиции, своими корнями уходящие в народную культуру, и в то же время огромное культурное наследие, завещанное нам земляками - выдающимися представителями творческой интеллигенции" - отмечает Александр Иванович.


В народной культуре нет понятий "свобода творчества", "творческая личность" и "самовыражение творческой личности" как координат развития. Традиционная культура помнит все, т.е. произведения сохраняются не как памятник, а как оригинал в силу своего сокрального или прикладного статуса. Поэтому в народном творчестве так важна фигура - личность мастера-творца, способного создать оригинал. Александр Иванович отметил: "Что в своей работе мастер всегда следует определенным правилам, так как только в этом случае он может создать поистине уникальное произведение".


В Калужской области 180 творческих самодеятельных коллективов имеют почетное звание "народный" - это хоровые и хореографические коллективы, любительские театры, оркестры и инструментальные ансамбли, каждый из которых уникален - подчеркнул министр. Александр Иванович выразил слова признательности всем энтузиастам, собирающим фольклор, сохраняющим народные традиции, обряды, делающими его достоянием широкой публики.


Первое - с чего начал свой трудовой путь в новой должность Александр Иванович - это с активизации работы творческих союзов (писателей, музы-кантов, журналистов, художников). Пришло время вдохнуть новые идеи в эти коллективы и изнутри начать их развитие и наполнение.
Второе - это доступность областных площадок: театров, музеев, филармоний, картинных галерей творческим коллективам области с одной стороны и расширение связей с областными и районными коллективами. Культура должна "идти в народ", важно возобновить культурные контакты, как с районными центрами, так и сельскими поселениями, это был главный посыл министра культуры.


В третьих - министр определил новые направления молодежной политики и индивидуальный подход к юным дарованиями. Не только, были утверждены премии "Надежда" и стипендии имени известных деятелей культуры области, но все молодежные и детские коллективы находились в поле зрения министерства. Регулярно министерством организовывались и проводились конкурсы, отборы, презентации, выставки, чтения, методические семинары и др. мероприятия связанные с молодежной политикой.


Важно отметить ряд проектов в сфере народного творчества, которые были реализованы:
во первых - это фестиваль литературы и искусства, в рамках которого реализованы три крупных проекта - фестиваль "Мамакабо" в культурно - образовательном центре "Этномир"; во вторых - фестиваль оркестров русских народных инструментов, посвя-щенный 100-летию со дня рождения Николая Павловича Будашкина; в третьих - восстановлен великолепный проект - Всероссийский конкурс "Поющее мужское братство".


Другая важнейшая задача - это сохранение колоссального культурного наследия области. В частности - сбережение памятников архитектуры и исторических памятников. Сегодня рост национального самосознания вызвал огромный интерес к культурным памятникам старины, к отечественной религиозной мысли, к хоровой, для церковного обихода написанной музыке.


Очень важно отметить, что министерством были разработаны и определены современные направления по подготовке и празднованию юбилея А.С.Пушкина, Дня славянской письменности на Руси, к юбилею Куликовской битвы и ряд других мероприятий всесоюзного масштаба.
Музыка постоянно присутствует в жизни Александра Ивановича. Отдельные ее фрагменты выстраивались в нечто целое, волнуют и дают дополнительную энергию в течении длительного периода. За время работы министром Александр Иванович завершил симфонические картины: "Батюшка наш - Тихий Дон" и написал несколько романсов и песен.


Подводя итоги работы Александра Ивановича в должности министра культуры Калужской области можно одной фразой: "Человек на своем месте".


НА РОДНОЙ ЗЕМЛЕ


20 августа 2016 года Керченское отделение Российской Организации историков и архивистов, председатель Сафина Татьяна Ильинична и ее заместитель Мореходов Михаил Афанасьевич , организовали и провели встречу со своим земляком, композитором Александром Ивановичем Типаковым.


В начале своей встречи с керчанами композитор обозначил свое особое отношение к поэзии А.С.Пушкина прочитав фрагменты из "Евгения Онегина", не вошедшие в сочинение. Александр Иванович познакомил присутствующих со своим творчеством и исполнил ряд произведений в разных жанрах.


Город-герой Керчь. На встрече с керчанами


Премия Ленинского комсомола была ему присуждена за цикл патриотических произведений посвященных 40-летию Великой победы, среди которых музыка к спектаклю по пьесе А.Дударева "Рядовые". Песня из этого спектакля прозвучавшая на встрече.


С особым воодушевлением автор рассказал о сотрудничестве с авторами замечательных стихотворений посвященных морской тематике. Прозвучали песни на слова Михаила Мореходова - "Капитаны" и "Когда моряк поет".


Многие произведения показанные на встрече вызвали живейший интерес у присутствующих. В завершении этого яркого мероприятия Александр Иванович представил присутствующим новое музыкальное произведение для хора и симфонического оркестра "Ода родному городу".



"ОДА РОДНОМУ ГОРОДУ КЕРЧЬ".


Где в объятьях седых берегов
У пролива задумчива речь,
Двадцать шесть легендарных веков
Пронеслись над тобой, город Керчь.


Здесь в степях под небесную синь
Встала скифских курганов гряда,
А вокруг серебрится полынь
И летят, словно чайки, года:


От набегов далеких племен
И галерных кровавых хлыстов
До Андреевских наших знамен
И родных Православных крестов.


Чтоб Отечества славу сберечь,
Заслонить, защитить от врага
Поднималась бесстрашная Керчь,
Пламенели ее берега.


Алым светом мерцает гранит-
Здесь навек залегла тишина....
Души павших печально хранит
Словно в храме, морей глубина.


Всех времен величавый прибой-
Символ чести - гора Митридат !
Керчь - прославленный город - Герой
Стал от воинской доблести свят.


Как прекрасен наш край и суров,
Двух морей и любовь и борьба.
Двадцать шесть легендарных веков
И великих народов судьба !




Михаил Мореходов,
Действительный член Петровской академии наук и искусств.