Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

Тревожный набат родных причалов


Национальная морская политика - это определение государством и обществом целей, принципов, направлений, задач и способов достижения национальных интересов Российской Федерации на морском побережье, во внутренних морских водах, в территориальном море, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации и в открытом море, а также практическая деятельность по их реализации.  


Республика Крым - это морской регион с мощным морским кластером: современные морские торговые порты  в городах Керчь, Феодосия, Ялта, Севастополь и Евпатория. Крупнейшие судостроительные предприятия  полуострова  — Севастопольский морской завод им. С. Орджоникидзе, керченский и феодосийский  судостроительные заводы: «Залив» и  «Море», сеть судоремонтных заводов. Сохранившиеся фабрики  и рыбозаводы  рыбной отрасли - это все то, что вызывает уважение, восхищение  и восторг современников. Мы понимаем, что предприятия морского кластера в целом - это  логический  шаг для развития всего региона, так как именно эта отрасль экономики  была  градообразующей и вносила значительный вклад в  республиканский и местные бюджеты.


С возвращением Крыма в состав РФ жители региона ожидали, что предприятия  морского комплекса заработают в полную мощь и займут достойное место в составе национальной транспортной системе.   К сожалению, ситуация  сложилась иначе. Разработать целостную программу по выводу отрасли из кризиса не получилась , нет и единого понимания путей решения этой важной проблемы в будущем.  Обнародованы факты о том, что с 1 апреля 2020 года будет произведено массовое сокращение работников торгового порта, а также полная ликвидация паромной переправы и рыбного порта. Данная информация  привела керчан в шок. Как быть и что делать? Давайте попытаемся разобраться в данной проблеме.


Морские порты Республики Крым находятся в собственности государства и являются объектами стратегического назначения. Управление морскими портами, за исключением Севастопольского торгового порта, осуществляется Государственным унитарным предприятием «Крымские морские порты», расположенное в Керчи. Оно было создано в соответствии с Постановлением Госсовета Республики Крым от 26.03.2014 г. 31865-6/14 «О государственном предприятии «Морские порты Крыма», в которое позже вносилось  ряд изменений и дополнений. Важно отметить, что в  данное предприятие  вошли Керченский, Феодосийский, Ялтинский, Евпаторийский торговые порты, Керченский рыбный порт и Керченская паромная переправа .    Проанализируем  грузооборот портов: в 2013-м году он составлял 13,8 млн. тонн, в 2017 –м -11 млн. тонн, а к концу 2019  грузооборот снизился до 4,3 млн.тонн.  Сложилась не простая  ситуация у морских портов Крыма. Возникает вопрос почему в дотационном регионе (где  дефицит рабочих мест) градообразующие предприятия не получили должного развития, государственной поддержки и помощи. для «спасения отрасли»?


Очень важно понимать, какие меры принимаются  Государственным Советом  Республики Крым по определению статуса РК - это регион опережающего развития или дотационный, стагнирующий,  регион  отличающийся крайне низкими темпами экономического развития. Важно знать какие  задача ставит перед отраслью Совет министров Республики Крым - в чьем подчинении находится государственное унитарное предприятие "Крымские морские порты" по определению  их роли  в международной и национальной транспортной системах. Каковы  задачи поставлены перед министерством транспорта Республики Крым в развитии морского кластера, его экономического подъема и встраивание в транспортно - логистическую систему  государства и региона. Хочется уточнить, что темпы экономического роста  региона определяются  важнейшими направлениями,  на которых этот рост базируется, и особое  место в этой модели занимают предприятия морского кластера. Ведь морской кластер – это не только порты. Это и судостроительная, судоремонтная отрасли, рыбное хозяйство и все то, что от них осталось. Проанализируем состояние судостроительной отрасли Крыма. Судостроительный завод «Залив» с 2014 года он не закончил и не сдал заказчику ни одного строящегося объекта. Есть информация, что  портфель заказов  у завода пополняется. Надеемся, что  появится шанс разработать долгосрочную (плановую) программу развития предприятия. Судостроительный завод «Море» - похожая ситуация. Севастопольский морской завод  в октябре прошлого года спустил на воду  понтон ПК400 «Севастополь». Заканчивать строительство и монтировать оборудование будущего плавкрана будет один из заводов Санкт-Петербурга. Как видим, особых подвижек и прогресса в судостроении Крыма пока не наблюдается.  Изучая  данную тему и  проанализировав взаимодействие  всех ветвей власти в координации действий, направленных на оздоровление данных предприятий,  пришел к выводу, что сегодня, как никогда необходимо объединить усилия Госссовета, Правительства, Министерства транспорта, местных органов власти на решение этой  социально-значимой для всего Крыма проблеме. Важно  заручиться  поддержкой  Президента, Правительства РФ, Федерального собрания в определении места  Республики Крым в  госпрограммах  социально-экономического развития  страны.  Крым не  может и не должен стоять  с «протянутой рукой» и просить дотаций из центра. Пора самим зарабатывать деньги. И морские  порты Крыма при соответствующей загрузке могли бы  стать главными бюджетообразующими предприятиями республики. Скептики могут  возразить и заверить, что государство обо всех наших бедах проинформировано. Не уверен, что это так. В декабре 2019 года в Москве состоялось заседание научно-экспертного совета. НЭС  рассматривал важные вопросы, связанные с реализацией  основных положений  Морской доктрины страны.  Речь шла о развитии портовых мощностей и строительстве портовой инфраструктуры, развитии   и модернизации гражданского судостроения, строительства судов и морской техники для освоения шельфа. К сожалению на данном форуме представителей Крыма не было.  В свою очередь, НЭС  счел необходимым  рекомендовать создание полноценной системы  государственного управления морской деятельностью, что очень важно. Также было отмечено недостаточную активность органов  региональных  властей на  концентрацию усилий  в решении проблем морской политики и ее реализации на практике.


Не  обошел своим вниманием Республику Крым и Збарашенко Виталий Стефанович, начальник Главфлота ММФ и заместитель министра морского флота СССР в период с 1982 по 1988 гг. В своей статье, опубликованной  в газете «Морские вести России» №2 -2020 «Взгляд в будущее» отмечает, что «после завершения  строительства Крымского многофункционального моста  пропускной способностью более 100 млн.тонн грузов в год, Крымский полуостров становится настоящим форпостом транспортной системы для юга и запада страны в условиях дефицита портовых пропускных мощностей для развития  внешнеторговой  активности экономики России в южном направлении». Как профессионал, он  показал важнейшую роль крымских портов в Международной транспортной системе и разработке современной логистики в Черноморском и Среднеземноморском бассейнах. Речь в статье идет не только о портах, а в целом о  перспективах морской отрасли (морского кластера) республики. И я с ним в этом согласен. Более того, касательно Керченской морской переправы (порт Крым, порт Кавказ) считаю, что это предприятие  себя не исчерпало. Почему бы не проработать  вариант использования железнодорожных паромов по маршруту Порты Крым-Кавказ – порт Варна(Болгария). Данная морская линия  для мультимодальных перевозок будет востребована. Расстояние между портом  Варна и Крым-Кавказ чуть более 400 миль,  спроектированные и построенные паромы могут преодолевать это расстояние за сутки. Причальные сооружения, инфраструктура обоих  портов рабочее и готовые к эксплуатации хоть сегодня. Если будет принято решение на уровне глав государств  об открытии  этой морской линии, оно будет экономически выгодным для обеих стран. Вот поэтому«Керченская морская переправа» должна быть сохранена, как перспективный, рабочий, стратегически важный народно-хозяйственный объект. В противном случае, ее может постигнуть печальная участь десятков предприятий, прекративших свою хозяйственную деятельность. Что касается  Керченского рыбного порта, некогда  базового транспортно-логистического центра Крыма, надо сказать следующее. Предприятие, основанное в тяжелые послевоенные годы внесло значительный вклад в развитие Керчи и  отечественную рыбную отрасль.  Оно перерабатывало до 1 млн. тонн различных грузов в год. Имеет  холодильник вместимостью до  7000 т.- крупнейший в стране (нуждающийся в замене оборудования и ремонте)  Емкости для хранения  темных и светлых  нефтепродуктов, технических масел, терминал для перевалки сжиженного газа, 10 причалов, большие складские помещения, железнодорожные, автомобильные и морские подъездные и подходные пути.  И если  это предприятие сегодня не рассматривается как базовый портовый комплекс, то почему не проработать вариант по использованию его инфраструктуры, как будущего логистического комплекса Крыма.   Поэтому это предложение  должно быть проработано на уровне Госсовета, Правительства Крыма, Министерства транспорта. Необходимо тщательно рассмотреть и принять решения по сохранению предприятия, которые еще долгие годы можно  эксплуатировать, принося пользу городу, Крыму и всей стране. Необходимо  определить место Керченского рыбного порта в  Комплексном плане  модернизации и расширения магистральной инфраструктуры России на период до 2024 гг., как базового транспортно-логистического центра Республики Крым. Включить Керченский рыбный порт в программу СЭЗ Республики Крым и рассмотреть возможность сдачи в аренду причалов порта и складских помещений. Рассмотреть вариант по использованию мощностей нефте-газового терминала для создания в Керчи  крупнейшей бункерной базы и обеспечения (бункеровки) транзитных судов, идущих через Керченский пролив и стоящих на якорных стоянках. Проанализировать возможности терминала СПГ и создание в будущем базы по бункеровке судов, работающих на СНГ. Итак, Южный бассейн РФ со своими плюсами и минусами, по-прежнему остается стратегически важным регионом по обеспечению экономической безопасности страны. Мы понимаем, что  строительство Таманского порта набирает обороты и оказывает очень серьезную конкуренцию морским портам Крыма. Но наша задача,  развивая страну в целом, ее морской кластер, сохранить то, что  работало, приносило пользу, укрепляло статус Крыма, как важнейшего морского региона. Важно вернуть историческую справедливость  в области морской деятельности. Технический,  технологический и инновационный  морской  потенциал Крыма хоть и  разрознен, не скоординирован, не встроен в систему управления страны, но очень высок. Тревожный набат родных причалов должен быть услышан  Государством и государственными структурами,  руководителями Республики Крым и местными органами власти. Сохранить и приумножить то, что есть – это наш гражданский долг, и мы об этом говорим.


 


Михаил Мореходов  - Действительный  член Петровской академии наук и искусств, член союза журналистов России, член российского союза писателей. 

Политолог, политический эксперт, аналитик.

Опубликовано КерчьИНФО