Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

Здоровье .... которое мы потеряли


«Реформа здравоохранения не дала видимых результатов. Состояние здоровья населения России ухудшается, о чем свидетельствуют показатели смертности , ожидаемой продолжительности жизни. Ежегодные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, в которых прописаны различные квоты на медицинские услуги – не эффективны. Высокотехнологическая медицины по-прежнему не доступна широким слоям населения. Продолжается неконтролируемый рост платности медицинских услуг. Усиливается имущественное расслоение медицинского персонала. Введенная система обязательного медицинского страхования (ОМС) оказалась несправедливой и ненадежной. Денежные средства, собранные по линии ОМС, передаются в управление частным страховым кампаниям, которые не отвечают за результат лечения. Государство плохо контролирует соотношение стоимости медикаментов и платежеспособности населения, оборот и качество лекарственных препаратов пущен на самотек.»


С.М.Миронов, председатель фракции Справедливая Россия в Государственной Думе.


Медицина в СССР не появилась одномоментно. Это результат кропотливой работы государственных структур и специалистов-медиков. Особая роль принадлежит советскому партийному и государственному деятелю Семашко Николаю Александровичу, врачу, одному из основателей здравоохранения в СССР и организатору по разработке и внедрению системы управления в здравоохранении. В основе системы, предложенной Н.А.Семашко, лежало несколько идей и принципиально важных решений: единство лечения и профилактики заболеваний, первоочередное внимание материнству и детству, равная доступность медицины для всех граждан СССР, централизация здравоохранения и единые принципы организации, а также активное привлечений широкой общественности к пропаганде здорового образа жизни. Важно отметить, что положение врача и медицинского работника при социалистической системе управления придавала этой группе лиц высокий социальный статус и положение в обществе. Оно было встроено в государственную структуру и обеспечивало доступное и качественное медицинское обслуживание всех категорий россиян. Сегодняшнее здравоохранение утратило свою социальную значимость и нацелено на оказание медицинских услуг за вознаграждение, превратило его в коммерческую структуру. Статус врача и медицинского работника, к сожалению, не рассматривается больше, как социальный. А медицинские работники всех категорий превращаются в наемных специалистов, оказывающих услуги за вознаграждение, причем как в частных, так и государственных учреждениях.


  Как это случилось? Давайте немного перенесемся назад, в те трудные 90-е, когда началось разрушение выстроенной десятилетиями системы здравоохранения страны и отрасль перестала носить плановый характер. Принцип объединения, укрупнения с одной стороны, оптимизации кадров с другой, сильно ударило по первоначальному звену в здравоохранении и практически разрушило его. Выправить ситуацию и стабилизировать ее в ручном режиме – не удалось. Системная работа оказалась не возможной, так как структура была развалена, а базис, в том классическом понимании, в котором он был создан, больше не существовал. Особенно это ощущалось в регионах, в отдаленных от центра городах. Система здравоохранения нашего города испытала на себе все трудности того периода и последующих лет активного сокращения медицинских учреждений и оптимизации персонала. В Керчи работало много классных, высокопрофессиональных врачей и медицинских работников, которые не раз подтверждали это. Вспомним 1970 год, вспышку холеры в Керчи. Наши врачи смогли быстро организоваться, выстроить четкую систему управления и контроля над ситуацией и в кратчайший срок погасить очаг инфекции. Во второй раз здравоохранение Керчи и Крыма проявило себя в период Чернобыльской трагедии, когда мы принимали детей из пострадавших районов Украины и обеспечили для них качественное медицинское сопровождение на протяжении всего периода реабилитации в Крыму. Важно отметить, что в период с 1970 по 1985 годы в городе строились новые больничные комплексы, насыщенные современным для того периода оборудованием. Огромное внимание уделялось подготовке медицинских кадров. Городская больница №1 и №2, стоматология и ее филиалы в районах города, онкологический диспансер, детская больница и поликлиника, городской родильный дом, поликлиника при заводе «Залив», профилактории ЖРК и металлургического комбината им.Войкова, сеть пансионатов и пионерских, спортивных лагерей на берегах Азовского и Черного морей и т.д. И все это работало для людей, на профилактику и лечение заболеваний. Вся система здравоохранения была сосредоточена в руках Горздравотдела, который сегодня упразднен. Его возглавляли профессиональные медработники: Легков Э.П., Довженко Н.Р., Филимонов А.Д., Прохоров И.С. Люди, которые душой и сердцем были преданы своему делу и вложили немалый вклад в развитие здравоохранения всего Крыма. Рассматривая состояние основных фондов сегодня, необходимо отметить, что с 90-х годов в Керчи практически ничего не построено, мы продолжаем использовать наследие предков. Ряд медучреждений изношены, оборудование морально устарело, не отвечает современным техническим и санитарным требованиям, а также пожарной безопасности и другим нормативам. В эти учреждения приходят больные люди и люди преклонного возраста, для которых, согласно Майских Указов Президента РФ, должен быть создан высокий уровень комфорта и качественное медицинское обслуживание. Но, судя по нынешней ситуации в отрасли здравоохранения, это случится не скоро. Мы часто слышим с высоких трибун, что для улучшения медицинского обслуживания населения разработано ряд государственных программ, в том числе по Крыму. Реализация их в жизнь рассчитана на долгие годы. Эти размытые формулировки не дают четкого представления, какие средства выделены по годам из государственного, регионального и местного бюджетов, когда город получит новое, современное высокотехнологическое оборудование, за обследование на котором не будут взиматься деньги. Эти и другие вопросы часто поднимают люди, но четкого ответа не получают. Давайте рассмотрим еще одно звено в «старой» системе здравоохранения – аптечную систему Керчи. Аптечная система нашего города начала выстраиваться с начала 80-х годов прошлого столетия. В 1983 году ее возглавил молодой и талантливый специалист Клим Владимирович Тю. Ему удалось встроить ее в городскую систему управления здравоохранением. Он считал, что первым и самым важным этапом в этой работе является подготовка кадров. В системе управления должны работать профессионалы, способные организовать дело и руководить коллективом. Второе, что не менее важное, поиск фармацевтических кадров и производство лекарств собственными силами. Важно отметить, что к 1985 году аптеки Керчи освоили выпуск 40 процентов требуемых городу лекарственных препаратов. Цена данной продукции была в два-три раза ниже препаратов, получаемых с фармацевтических предприятий. Более того, городу удалось значительно расширить сеть аптек, работающих в том числе круглосуточно. По инициативе Тю К.В. и при поддержке Горздравотдела была создана «Межбольничная аптека»(сегодня не существует), которая обеспечивала необходимыми медпрепаратами все медицинские учреждения города. Итогом местных преобразований в медицине в Керчи была создана эффективная, жизнестойкая аптечная система. Важность заключалось в том, что расходы семейного бюджета по приобретению лекарственных препаратов были минимальны и практически неощутимы для населения. Сегодня мы наблюдаем совсем другую картину. Все фармацевтические и аптечные учреждения – частные. Во-вторых, снабжение аптек лекарственными препаратами обеспечивает владелец, в третьих – ценовая политика не регулируется государством. А контроль, о котором так много говорят в СМИ, носит авральный характер, от случая к случаю. Конкуренцию частным аптекам может составить только государство и вновь созданная государственная аптечная система, хотя бы 50/50. У людей должно быть право выбора, должна быть возможность иметь доступ к дешевым медицинским препаратам, за качество которых несет ответственность государство, а ни какой-то там частный производитель. Для этого необходимо провести сертификацию всех медицинских учреждений Крыма, укомплектовать их кадрами, повысив на уровне государства престиж профессии государственного врача, создав для его работы все необходимые условия. Министерствам здравоохранения надо продумать гибкую систему управления, может быть на местном уровне вернуться к Горздравотделам, которые осуществляли взаимосвязь медицинских учреждений с органами местного самоуправления, которые также должны плотнее заниматься проблемами больниц, поликлиник. Как я понимаю, именно они ответственны за все, что происходит на вверенных им территориях. Сегодня Крыму выделяются большие деньги из федерального бюджета на развитие полуострова, в том числе отрасли здравоохранения. Эта работа должна, как отмечал В.В.Путин на январской встрече с руководителями Крыма, носить системный и целенаправленный характер. Итог этой работы – обновленные медицинские учреждения, создание фельдшерских пунктов, обеспечение Крыма современным медоборудованием, качественная подготовка врачей и медперсонала, а также доступность медицинского обслуживания. За выполнение этих задач несут ответственность, как органы власти, так и депутаты всех уровней, которые обязаны регулярно отчитываться перед населением о проделанной работе, в том числе по проблемам здравоохранения. Но все это можно решить только при мощном экономическом росте и новой, социально направленной политике государства. Новый социализм, о котором сегодня все чаще говорят, основан на социальных переменах в обществе и на выполнении гарантий государства перед своим народом, закрепленных основным законом страны, Конституцией.



Михаил Мореходов – действительный член Петровской академии наук и ис

кусств;

- член Российского союза писателей;

-  член союза журналистов России.

Родился в 1946 году. Окончил Одесское мореходное училище, Горьковский институт инженеров водного транспорта и Высшую партийную школу при ЦК КПУ. Политолог, политический эксперт, аналитик.