Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

Знаменный распев над Азовским морем. О старообрядцах в Крыму


Текст научной работы на тему «Знаменный распев над Азовским морем. О старообрядцах в Крыму»

КРЫМСКИЙ АРХИВ, 2018, №> 2 (29)
УДК 281.93-392-908


ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ НАД АЗОВСКИМ МОРЕМ. О СТАРООБРЯДЦАХ В КРЫМУ


Мореходов Михаил Афанасьевич - Действительный член Петровской академии наук и искусств


Аннотация. На основе материалов из личного архива рода Мореходовых и рассказов близких к нему лиц воссоздаются страницы судьбы села Мама Русская (ныне п. Курортное близ Керчи), в оборот вводится материал о жизни местной общины староверов. В центр научного повествования выносятся эпизоды, связанные с поведением старообрядцев в годы Великой Отечественной Войны, укладом их семейной жизни, бытом, ритуалами и образованием.


Ключевые слова: краеведение, старообрядцы, Мама Русская, религиоведение, этнография.


О развитии старообрядчества на полуострове можно найти сведения в различных работах (А. В. Бельский, Л. С. Моисеенкова, А. В. Муравьев, П. М. Симиновский и др.). Однако, характеризуя жизнь местных староверов, исследователи, как правило, учитывают не все источники, содержание которых позволило бы точнее и более полно воссоздать быт и систему ценностей этой религиозной общины. Цель статьи - восполнить наличествующий пробел в знаниях о феномене крымского старообрядчества. Представленный материал основан на воспоминаниях родителей автора статьи, его родственников и других жителей поселка Мама Русская.



Старообрядцы, как и прочее русское население, появились в Крыму при Екатерине II, когда шло освоение полуострова русскими. В середине XIX века в Крыму поселились староверы - поповцы из Поволжья, первым поселением компактного проживания старообрядцев стал построенный ими поселок Мама Русская. В регистрационных ведомостях 1829 года мы находим запись «Мама Русская», которая получила новое поселение старообрядцев. Однако по утверждению местных старообрядцев, их община была основана около 1847 г. семью старообрядцами - бегло - поповцами, бежавшими в Крым из-под Нижнего Новгорода, спасаясь от преследований со стороны «новообрядцев». Здесь поселилось несколько старообрядческих семей: Грачевы, Типаковы, Овчинниковы, Арефьевы, Кабановы, Мореходовы, Мезиновы [1].


Из-за гонений официальной церкви и государства они поселились вдали от города, на берегу Азовского моря. Тихая морская бухта, пологий берег и вдали небольшие холмы изредка поросшие диким кустарником, которые выгорали в летний период и становились рыжеватыми, было выбрано для поселения неслучайно. Море - вот главный источник жизнедеятельности старообрядцев. Море было богато рыбой: осетрина, сельдь, камбала, кефаль, тарань, судак, ставрида, барабулька, бычок и, конечно же, хамса. Дары моря позволяли старообрядцам, которые были профессиональными рыбаками, достойно жить и кормить свои большие семьи. Этот край стал для них лучшим местом на свете.



Жизнь в селе Мама Русская была тихой и размеренной, тут не было городских соблазнов, алкоголя, табака, может поэтому многие жители села были долгожителями. Старушки часто дотягивали до столетнего юбилея, мужчинам это удавалось реже, ведь работа у них была сложная и опасная. Нередко рыбаки пропадали в морской пучине. Община жила замкнуто, даже браки здесь совершались среди «своих». Замуж выдавали рано, девочки в 16-18 лет становились уже мамами.


В деревушке была своя школа, а таким могла похвастаться не каждая деревня в Крыму Обучению детей уделялось немалое внимание. Из воспоминаний моих родственников: «Дома мы изучали церковные книги и молитвы: часослов, псалтырь, порядок богослужения, крюковые ноты». При обучении использовались «старинные» методы, сначала изучались буквы и «склады» (слоги), затем приступали к чтению часовника и псалтыря. Текст названных книг заучивался практически наизусть, который повторялся каждый урок и только после этого производился переход к новому материалу. В результате дети тренировали память, знали множество религиозных текстов и научались довольно бегло читать по церковно - славянски. В школе также изучали чтение, счет, письмо и другие предметы, рассказывала моя тетя, Клавдия Григорьевна. Образованию детей в старообрядческих семьях уделялось самое серьезное внимание. Отсюда среди старообрядцев поселения Мама Русская немало грамотных, образованных, людей. Если в среднем по России грамотных было 23 процента, то среди старообрядцев -36, а на севере - 43. По переписи на 1 января 1912 года население поселка составляло 225 человек, перед войной (по переписи 1939 года) в поселении было около 200 дворов, а население составляло 607 человек [2; 6].


Небольшое поселение, затерянное на азовском берегу, сохранило исконно русскую культуру и веру. Они продолжали креститься двуперстием, свято почитали традиционные церковные правила.



Старообрядцы создавали в своих домах Красный угол, с трисоставным восьмиконечным крестом. По древнерусскому верованию именно такая форма креста считается совершенной. Нательные крестики староверы носят согласно возрасту и полу: у мужчин более прямые, у женщин - выпуклые и имеют форму Вифлеемской звезды, дети носят маленькие крестики. Староверы сохраняют верность восьмиконечному кресту - это один из символов старообрядцев. Именно восьмиконечный крест, по преданию, обнаружила царица Елена на горе Голгофе. Крест - модель всего мира, законов его движения. Мамские старообрядцы считают, что древко креста - это земная ось, большая перекладина - экватор, малая - северный тропик Рака, а наклонная -Эклиптика (движение Солнца). По традиции в домах у старообрядцев положено было иметь поминальные книги [7].



Одно из основных направлений колонизационных стремлений старообрядцев во второй половине XVII века - это юго-западное направление и, конечно же, Таврическая губерния, где по переписи 1897 года насчитывалось 13724 старообрядцев, которые составляли 0,95%, среди сельского 1,05%, среди городского 0,56%. Поскольку старообрядчество сугубо русское явление, интересным будет определить процент старообрядцев среди носителей великорусского наречия русского языка (в формулировке переписи): в целом по губернии 3,4%, в городах 1,1%, вне городов 4,6% [3].



В мае 1913 года в поселении Мама Русская на деньги мецената, богача-старовера Дирина, владельца земли, на котором было расположено поселение, была построена каменная Православная Старообрядческая Церковь - «Храм рождества пресвятой богородицы», где проходит богослужение и в настоящее время. Внутреннее убранство церкви соответствует традициям старообрядческой церкви, а богослужение проводится по старым церемониальным обычаям.

Во время войны храм был разрушен. Но одна благочестивая женщина смогла спасти и сохранить часть церковного убранства. После войны прихожане возродили полуразрушенный храм. В него вернулась спасенная утварь и жизнь.


В нашей семье (Мореходовых Григория Федоровича и Марии Григорьевны) было 12 детей, образованию в семье уделялось очень серьезное внимание, все дети посещали местную школу, а в дальнейшем получили хорошее образование. Мой отец, Мореходов Афанасий Григорьевич, как и его братья и сестры, окончили и получили аттестаты об окончании 10 классов и продолжили учебу в высших и специальных учебных заведениях. Помню, что все они очень много читали, особо их интересовала классическая литература.


В 1918 г. журнал «Голос Церкви» опубликовал статью И. А. Кириллова: «О старообрядческом воспитании», где отмечалось: «Наше глубокое убеждение, что нельзя воспитание человека, предназначенного жить в миру, превращать в затвор; необходимо воспитаннику наравне с чувством уважения и любви к началам старообрядчества прививать и стремление, желание отстоять эти начала, упрочить их, не дать их на поругание. Трудная эта задача и очень, очень сложная, настолько же сложная, насколько сложна вся современная наша жизнь, и отдельному человеку эта задача, конечно, не по силам, ее должно решать все старообрядчество - «миром», соборно; здесь самое слабое место старообрядчества, и сюда должно направить при первой возможности все наши усилия» [8].




Выбор профессии перед мужчинами в семье не стоял, большинство пошло по стопам своего отца Григория Федоровича, который занимался рыболовством и переработкой морепродуктов. У него были лодки, сети и все необходимое оборудование для прибрежного лова. Важно отметить и организационные вопросы: коллектив рыбаков делился на артели, ватаги (бригады), во главе которой стоял «атаман» (бригадир), один из опытнейших рыболовов. Ставились ставники, использовались сети для лова осетровых пород рыбы. Дифон (сеть с забором) использовался для ловли кефали, а волокуша для ловли бычка. Большая часть улова вывозилась в город Керчь на рынок, где продавалась. Но часть добытой рыбы перерабатывалась на рыбозаводе, где у моего дедушки был свой ангар. Здесь рыбу солили, вялили, коптили, из осетровых пород приготавливали икру, балык. Дети помогали своему отцу и учились профессии. После Великой Октябрьской Социалистической революции предприятие было национализировано. Но мой дедушка продолжал заниматься рыбным промыслом, работая на государственном предприятии. Иног-да он выходил в море на осетровый промысел, помогая рыбакам в выборке сетей. Однажды, в зимний шторм, лодка перевернулась, Григорий Федорович около часа находился в холодной воде, пока подоспела помощь, он заболел воспалением легких и вскоре умер. Его сыновья, старший брат Константин и Афанасий продолжили начатое их отцом дело, они стали мастерами по переработке морепродуктов.


К.Г.Мореходов 


Константин Григорьевич до войны и после работал директором Игарского рыбозавода в Красноярском крае. Мой отец Афанасий Григорьевич, до войны был мастером на рыбозаводе Юргаков Кут (ныне село Юркино), а после войны руководил одним из крупнейших отделений Мысовского рыбозавода (цехом №6) в поселке Ново-Отрадное.


Очень трагично сложилась судьба старшего брата Константина Григорьевича, который с 1941 года, совсем молодым, возглавлял Игарский рыбозавод, был призван на фронт в декабре 1942 года.


Мореходов Константин Григорьевич, родился в 1911 г., директор Игарского рыбозавода в 1941 г., призван Игарским ГВК, член ВЛКСМ с 1930 г., член ВКП (б) с декабря 1942 г., вернулся с фронта в Игарку [4, с. 36].


В условиях военного времени руководство страны ставит перед рыбной отраслью задачу: «... Больше рыбы для фронта и тыла! Наращивать объемы продовольствия». Народный комиссар рыбной промышленности СССР Александр Акимович Ишков добивается брони всех работников рыбной отрасли и возвращает с фронта моего дядю Константина Григорьевича Мореходова вновь на Игарский рыбозавод. Важно отметить, что он смог организовать круглогодичный лов рыбы на реке Енисей. Зимой бригады осуществляли подледный лов. Для того, чтобы завести сети, рыбакам приходилось рубить лунки в двух-трех-метровом льду. После окончания войны, мой дядя был вызван в Москву, в Минрыбпром СССР, где получил назначение и должен был возглавить одно из управлений рыбодобывающей отрасли на Каспии. Занимаясь оформлением документов в Москве, он простыл, заболел и умер в поезде от воспаления легких по пути к месту назначения. Это был волевой человек с сильным характером, открытой душой и добрым сердцем, который отдавал все свои силы служению Отечества.


Во время работы в Игарке дядя Костя дружил с отцом известного русского писателя - Виктора Астафьева. Вот, что пишет Виктор Астафьев о своем отце в повесте "Царь рыба": "....Пропита половина. Чем покрывать? Папа пьяный-пьяный, но смикитил: на озера, в бригады ехать ему нельзя – разорвут голодные люди, под лед спустят и рыбам скормят. Вот и повернул оленей вспять. Но все равно хорохорился, изображая отчаянность, кричал сведенным стужей ртом: «Всем господам по сапогам! ..», «Мореходов (начальник рыбозавода) друг мой верный! И мы с Мореходовым на урок положили...» Урками начальник рыбного участка называл бригадников, волохающих на тундряных озерах немыслимо тяжелую работу – пешнями долбят двухметровый лед, и, пока доберутся до воды, делают три уступа, майна скрывает человека с головой. И все же работают, не отступаются, добывают ценную рыбу – чира, пелядь, сига.


Великая Отечественная война катком прошлась по семьям старообрядцев поселка Мама Русская. Важно отметить, что практически все взрослое население ушло на фронт. Защита Отечества - это один из святых канонов старообрядцев. В период боевых действий на Керченском полуострове поселок Мама Русская был дважды оккупирован немцами. Многие семьи, стариков, женщин и детей, депортировали. Не избежала этой участи и наша семья. Весной 1943 года наша семья (мать отца Мария Федоровна, сестра отца Клавдия Григорьевна с двумя сыновьями и двумя дочерьми погибшей при бомбежке сестры) вместе с другими семьями под конвоем были доставлены на станцию Керчь-1 и посажены в открытые вагоны для отправки в Германию. На перегоне Керчь-Джанкой поезд остановился на станции Владиславовка. Ночью всей нашей семье удалось бежать. Их приютили в одном болгарском селе, где они дождались Победы.


7 августа 1940 года мой отец Мореходов Афанасий Григорьевич был призван на действительную службу Ленинским РВК, Крымской АССР и направлен в в/ч 124 иад ВВС ЗапФ ПВО. Начало Великой Отечественной войны (22 июня 1941 г.) он встретил на реке Прут, связист, в звании старшего сержанта (младший командир). Затем оборона Одессы и первое тяжелое ранение. В период Великой Отечественной войны он был трижды ранен. После ранения возвращался в строй, но это были вновь сформированные части.


А.Г.Мореходов


Зимой 1943 года мой отец вошел в состав добровольной группы разведчиков, которые были заброшены в тыл противника в район города Мариуполь для сбора необходимых командованию данных. Десантировались из самолета ночью. Из-за ошибки пилота приземление произошло на лед Азовского моря. После сбора группа двинулась в сторону предполагаемого берега, но набрела на выставленные посты румынских войск. Завязался бой, вся группа погибла, отец был тяжело ранен и находился без сознания. Утром рыбаки с ближайшего поселка (село Мелекино) на санях, запряженных лошадьми, шли на выборку сетей. Они обнаружили еле дышащее тело моего отца. Спрятали его под сеном в санях, привезли в село и выходили. После освобождения данного района войсками Красной Армии отец вернулся в строй и продолжил участвовать в боевых действиях: Курская дуга, форсирование Сиваша, освобождение Джанкоя, Симферополя и Севастополя. Имеет три благодарности от Верховного главнокомандующего И.В.Сталина. 14 января 1944 года в одном из боев он заменил погибшего товарища и из бронетанкового ружья поджег два фашистских танка, за что был представлен к награждению орденом Красная Звезда. Он также принимал участие в освобождении города Севастополь, где получил очередное ранение.


Екатерина Григорьевна Мореходова


Клавдия Григорьевна Храпова (Мореходова)


Иван Григорьевич Мореходов


После окончания Великой Отечественной войны он вернулся в город Керчь и стал разыскивать своих родных и близких. По имеющейся информации, семья была депортирована в Германию. Но отцу удалось разыскать своих родных и перевезти их в Керчь. Вся семья разместилась в небольшой квартире, куда позже вернулась из Астрахани и его семья. Из 12 детей семьи отца после войны в живых осталось пятеро. Сестры: старшая Екатерина Григорьевна, 1902 года рождения, врач, и Клавдия Григорьевна, 1906 года рождения, медицинская сестра, - а также старший брат Константин Григорьевич, 1911 года рождения и Иван 1915 года рождения. Самым младшим, был брат Михаил - 1925 года рождения, пропал без вести.


Семьи у старообрядцев в целом были крупнее, чем у православных. Анкета, проведенная среди старообрядцев в 1909 году, накануне их первого съезда, сообщает: «Старообрядческая семья в большинстве случаев есть большая семья». В среднем она объединяла 8,8 человек (по России - 6), а в северных районах средняя семья насчитывала даже 10 человек [8]. Как я отмечал выше, в Маме Русской в некоторых семьях было 10-12 детей.


В наши дни старообрядцы чтут и соблюдают многие традиции и обычаи. Господь создал человека по своему образу и подобию и нельзя ни на один волос менять этот образ. Нельзя ни брить, не стричь волосы. У истинных староверов запрещено брить бороду, курить, нужно воздерживаться от спиртного, особенно от водки, каждый должен иметь свои кружку-миску-ложку, для посторонних должна быть отдельная посуда.


Родители очень строго отслеживали соблюдение детьми церковных основ.


Молитва на устах постоянно. Провинился - «прости, Христа ради». Ежедневная молитва утром - Полуношницу, вечером - Павечерницу. Если утром не хватило времени помолиться положенные молитвы, рекомендуют прочитать «Начал» по пути к месту работы в городском транспорте или когда вы отдыхаете во время обеденного перерыва.


Старообрядческая церковь в Маме Русской была единственной на Керченском полуострове. Ее посещали также старообрядцы с соседних сел Юргаков Кут, Осовины и других близлежащих деревень, а также старообрядцы, живущие в городе Керчь. Из рассказов старообрядцев: «К посещению церкви готовятся заранее. Обязательное посещение бани, чистота - это традиция старообрядчества. Одежда для моления тоже особая: мужчины идя в церковь надевают кафтан, а женщины - в длинные косоклинные сарафаны, обычно темно-синего, темно-коричневого, черного цветов. На голову женщины одевали «сороку» - головной убор, покрывающий полностью всю голову, сшитый из белой ткани, соединенной таким образом, что убор принимал форму шапочки с овальным верхом. Поверх сороки надевали платок, который скалывали на угол и застегивали булавкой под подбородком. Открытым у женщины оставался овал лица и кисти рук». Старообрядцы традиционно крестятся двуперстием, степенно, не быстро, заканчивая крестное знамение, прикладывают руку к груди.


Конфессиональные символы старообрядцев поселка Мама Русская - это сохранившаяся связь в быту, что рационально увязано с историей и верой. Часовни, молитвенные дома, книги, кресты, костюмы, иконы, лестовки, подручники, свечи, кацеи (кадильницы), молельные костюмы - все это создает базовую символическую среду, являясь ценностно-нормативным регулятором поведения, и способствует культурной консолидации старообрядцев.


Дни рождения в старообрядческих семьях отмечать было не принято - только день Ангела.


Очень серьезное внимание уделяется умершему. Смерть близкого человека и погребение - это церковный ритуал. Похороны - это последнее таинство для человека, отпевание в церкви обязательно. Перед смертью человека исповедает наставник, читают «Канун». Покойника пеленают в саван, белую ткань, особым образом сшитую вручную без узелков. На ноги надевали белые портяночки и калишки (тапочки или лапоточки, связанные из белых ниток).


Раньше, вспоминают старообрядцы, покойника укладывали в домовину - выдолбленную колоду из цельного ствола дерева. Это последний дом старообрядца. В домовине не используют гвозди. Имеется только деревянный штырь и отверстие для него. Готовили домовину при жизни и хранили на чердаке, позже стали использовались обычные гробы. На могильном кресте у старообрядцев нет фотографии умершего, на этом месте вырезают «киот» -нишу для небольшой иконки и лампадки. «Молиться надо Богу, а не фотографии». Выпивать на поминках не принято.


Старообрядцы содержат могилы в чистоте, у них не принято украшать могилы, не приветствуются и венки. «Нечего меня украшать венками. Господь сам рассудит, хороша ли моя душа. Допускаются корзиночки с цветами к кресту, а не могиле. Если моя душа плоха, то и венки не украсят». Над могилой ставится восьмиконечный крест с голбцем, двускатной крышкой. Сегодня на многих надгробьях стоят памятники, на каждом из них выгравирован старообрядческий (восьмиконечный) крест как символ старообрядчества.


с.Мама Русская - 1957 год.


Жители поселка Мама Русская рассказывали, что старообрядцы очень уважительны в быту. Мужчины здоровались под козырек, желая «доброго здоровья», женщины - с поклоном.

Глава семьи являлся блюстителем не только бытовых порядков, но и единоличным распорядителем семейного бюджета. Семейные взаимоотношения строились на полном подчинении младших старшим, жены мужу. Замужняя женщина без разрешения мужа не могла отлучиться из дома. Несмотря на казавшие сложности, отношения к женам у старообрядцев очень почитаемо и считается, что жена - это часть мужа, говорят старожилы села.


Жилье у старообрядцев в Маме Русской, было скромным и небольшим. Но избы были убраны и чисты. Из воспоминаний семьи Трофимовых: «С детства воспитывалось бережное отношение к хлебу. Накрошил - подбери крошки». Хлеб пекли в русской печи, которую топили утром и обязательно вечером. Печь содержали в чистоте и регулярно белили известью. На кухне стоял большой обеденный стол, за который садилась вся семья. В углу кухни, обязательна, небольшая икона Николая-угодника. Вход в кухню закрыт занавеской, т. к. мужчинам нельзя видеть, как готовится еда. Без молитвы ни есть, ни пить нельзя: «Пока начал не положишь, «Отче наш» не прочтешь, ничего нельзя делать. Из-за стола выходили все вместе. «Ангел-то покушав, помолился да полежал, а бес-то потянулся да побежал», - вспоминают мамские старообрядцы.


Считается, что старообрядцы не привередливы к еде, но даже я приезжая с отцом в гости, помню, что на столах всегда была разнообразная пища, обязательно ржаной или пшеничный хлеб собственной выпечки. В осеннее и зимнее время в больших количествах квашеная капуста и картофель. Из мясного принято употреблять все виды мяса и птицы. У нас в семье очень любили трофеи с охоты (отец ходил на охоту регулярно) - зайчатину, дрофу, дикую утку, фазана, куропатку, перепела. Стол у старообрядцев без рыбы - не стол. Они любили рыбу всех видов: приготовленная и свежая, соленая, вяленая и копченая. Пироги и пирожки из мяса, рыбы, ливера, картофеля, капусты, со сладкой начинкой обожаемы во всех семьях. Свежие овощи в сезон всегда на столе. Сало, домашняя колбаса, использовались для приготовления яичницы.


Молочные продукты взрослые старообрядцы любят меньше, но детей кормят молочными продуктами регулярно. В хозяйстве у большинства есть корова, овцы, птица.


Дань традициям - важнейшая составляющая в быту. Пустую посуду обязательно опрокидывали. Пищу необходимо было доедать, выбрасывать не принято. Нельзя пить из ковша, вода наливалась в кружку или стакан. Ковш всегда перевернут вверх дном на кадушке. Вода для питья и приготовления пищи хранилась в кадушке и должна быть обязательно закрытой.


Старообрядцы строго соблюдали посты и в наши дни. Они готовят себя к постам коротким и длинным с детства. В Великий пост обязательна исповедь. Вместе с телесным постом должен быть пост душевный. При телесном посте чрево поститься от пищи и пития, а при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов (гнева, ярости, злобы, мщения, празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи, всякого злоречия). Эта традиция жива и сегодня.


Пасха у старообрядцев - Великий праздник. Генеральная уборка всего дома, в ней участвует вся семья. Уборку начинали с чердака, с переднего угла. Все прометалось. Чистили трубы, белили, мыли чердак, убирали двор, наводили порядок в горнице. Мыли все щелоком с мочалом.


1958 год, с. Мама Русская


Неверны суждения, что старообрядцы всегда суровы, угрюмы, не умеют веселиться. В традиционных семейных радостях и религиозных празднованиях они мало чем отличаются от православных. В определенные дни они ходят в гости. К данному мероприятию тщательно готовятся: пекут пироги, готовят пельмени, варят холодец, делают винегрет. В гости идут не с пустыми руками. В гостях немного выпивают (в основном не крепкие напитки), хорошо закусывают, тепло общаются, ведут разговоры, поют песни, придут рано и уйдут поздно. Проводы в армию или свадьбу делали в складчину всей родней.

1965 год, с. Мама Русская


Дети после школы выполняли работы по дому: мыли полы, подметали двор, носили воду. Летом дети работали в огороде, окучивали картошку, собирали урожай, помогали на покосе с 12-ти лет, обучались рыбному промыслу. Однажды летом, в августе месяце, бригада рыбаков из поселка Мама Русская вела промысел кефали в Казантипском заливе. Улов сдавали на рыбозавод поселка Новоотрадное, которым руководил мой отец. В один из дней отец отправил меня на промысел с рыбаками из Мамы Русской. Мне в ту пору было лет 10, бригада вела промысел в районе карьера Белые Пески. Помню, как забрасывали дифон, специальный невод с «забором», тянули сеть, улов был богатым. Вечером на костре готовили уху, затем заночевали в байдах (лодках). Рано утром, на зоре, был еще один замет. Помню улов, полные две лодки кефали и возвращение на рыбозавод. Отец сказал: «Болтаться легче, чем работать». Я был в восторге от увиденного. Старообрядцы вспоминали, что в семьях активно применялся метод ограничения. Его цель - научить ребёнка жертвовать «низшими» материальными потребностями во имя более возвышенных, духовных.


1965 год, с. Мама Русская


В день праздника Преполовения Пятьдесятницы, 27 мая 2016 года, предстоятель Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Московский и Всея Руси Корнилий совершил торжественное освящение полностью отреставрированного старообрядческого храма в пос. Мама Русская (ныне Курортное) в Крыму. За неполный год стараниями попечителей и добрых людей наша церковь преобразилась до неузнаваемости.


Поездка в Крым стала первым шагом к возрождению и укреплению древнего православия в этих краях. Сохранение истинной веры в этих южных зем-лях при отсутствии храмов стало возможным благодаря немногочисленным христианам, сумевшим сохранить благочестие и веру предков. Визит предстоятеля РПСЦ Корнилия в Крым - это освящение храма в Симферополе, закладка храма в Гурзуфе и встреча с прихожанами поселка Мама Русская.


Храму в Маме Русской в 2013 году исполнилось 100 лет. Все это время церковь работала, сюда приходили верующие, которые поддерживали храм, здесь проводилось богослужение. В этом же году храм был закрыт на реставрацию. 27 мая 2016 года, после окончания реставрационных работ, он был освящен, и верующие продолжили совершать здесь богослужение. Основная заслуга в этом - попечителя храма Романа Стабблбайна, который приложил все усилия и в короткий срок восстановил Дом Божий. Местные жители выразили глубокую благодарность присутствовавшему на этом торжестве благотворителю.


Наша малая Родина - самая важная и самая главная ценность в нашей жизни, и она начинается с земли, где они жили и веры, которой они не изменили. Поднявшись на высокую кручу, где с далеких времен заложено сельское кладбище, и поклонившись древнем крестам на могилах своих близких и далеких предков, то сумеешь вновь осознать весь крестный путь староверов на крымской земле. Их духовная высота, нравственная глубина и сила всегда отвергали корыстолюбиво-разрушительные побуждения и переводили их в созидательную плоскость. В этом и заключалась их гармония души, где личность Христа с Его совершенной любовью являлась выражением предельной свободы и одновременно величайшим самостеснением, когда в чистом сердце отсутствует зависть и злоба, когда забота о семейном укладе и незыблемых традициях веры становилась главной опорой жизни и строгим примером для молодых. Отсюда далеко окрест просматриваются не только дома и улочки Мамы Русской и скромный старообрядческий храм в самом центре, но и чудесной красоты бухта Азовского моря. Можно сразу же представить, как в иные времена здесь уверенно шли к горизонту темные многовесельные байды, управляемые бесстрашными длиннобородыми мореходами, легко поднимавшие тяжелые сети с прекрасной рыбой. И ты невольно услышишь, как в их спокойном движении торжественно звучат ритмы покаянного знаменного распева и на словах «приими мя пустыни» твоя рука вдруг осенит двоеперстием лоб и произнесешь ты заветные и главные слова всего старообрядчества: «Спаси, Христос!».


Таковы система ценностей и образ жизни староверов в крымском селе Мама Русская.



Список литературы:
1. Бельский, А. В. Возникновение поселения «Мама Русская» как следствие развития рыбного промысла в северном причерноморье [Электронный ресурс] / А. В. Бельский. - Режим доступа : www.fiШng-form.ru.
2. Боченков, В. В. История нашей школы. Старообрядческая мысль [Электронный ресурс] / В. В. Боченков. - Режим доступа : www.starove.ru.
3. Доклад Освященному Собору 2016 года Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополита Корнилия [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.rpsc.ru.
4. Книга памяти Никто не забыт : Т 6. - Красноярск, 2004. - 36 с.
5. Моисеенкова, Л. С. Старообрядцы в Таврической губернии в конце XVIII - начале XX в. / Л. С. Моисеенкова // МАИЭТ. - Симферополь, 1966. - Вып. 5. - 200 с.
6. Моисеенкова, Л. С. Старообрядцы в Таврической губернии в конце XVIII - начале XX в. / Л. С. Моисеенкова // МАИЭТ. - Симферополь, 1966. - Вып. 5. - 207 с.
7. Староверы - отличия от православных и разница в традициях. Энциклопедия православия «Молитва» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.molitva.guru.
8. Таранец, С. В. Старообрядчество : история и культура / С. В. Таранец. - Барнаул : Фонд, 2003. - № 2. - 65 с.


ZNAMENNY CHANTS OVER THE SEA OF AZOV.

ABOUT THE OLD BELIEVERS IN THE CRIMEA


Michael A. Morekhodov, full member of Peter Academy of Sciences and arts e-mail: regulos@mail.ru
Abstract. On the basis of materials from the personal archive of the Moredov family and the stories of people close to him, the pages of the fate of Mama Russkaya village (now the village of Kurortnoye near Kerch) are recreated, and material about the life of the local Old Believers is introduced into circulation. Episodes related to the behavior of the Old Believers during the years of the Great Patriotic War, their family life, way of life, rituals and education are taken to the center of scientific narration.


Keywords: local history, Old Believers, Mom Russian, religious studies, ethnography.


References
1. Belskiy, A. V. Vozniknoveniye poseleniya «Mama Russkaya» kak sledstviye razvitiya rybnogo promysla v severnom prichernomorye [Elektronnyy resurs] / A. V. Belskiy. - Rezhim dostupa : www.filling-form.ru.
2. Bochenkov, V. V. Istoriya nashey shkoly. Staroobryadcheskaya mysl [Elektronnyy resurs] / V V. Bochenkov. - Rezhim dostupa : www.starove.ru.
3. Doklad Osvyashchennomu Soboru 2016 goda Russkoy Pravoslavnoy Staroobryadcheskoy Tserkvi mitropolita Korniliya [Elektronnyy resurs]. -Rezhim dostupa : www.rpsc.ru.
4. Kniga pamyati Nikto ne zabyt : T 6. - Krasnoyarsk, 2004. - 36 s.
5. Moiseyenkova, L. S. Staroobryadtsy v Tavricheskoy gubernii v kontse XVIII - nachale XX v. / L. S. Moiseyenkova // MAIET. - Simferopol, 1966. - Vyp. 5. - 200 s.
6. Moiseyenkova, L. S. Staroobryadtsy v Tavricheskoy gubernii v kontse
^ЫМ^ИЙ АРХИВ, 2018, № 2 (29)
XVIII - nachale XX v. I L. S. Moiseyenkova II MAIET. - Simferopol, 1966. - Vyp. 5. - 207 s.
7. Starovery - otlichiya ot pravoslavnykh i raznitsa v traditsiyakh. Entsiklopediya pravoslaviya «Molitva» [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa : www.molitva.guru.
8. Taranets, S. V. Staroobryadchestvo : istoriya i kultura I S. V Taranets. - Barnaul : Fond, 2003. - № 2. - 65 s.
 
ZNAMENNY CHANTS OVER THE SEA OF AZOV.
ABOUT THE OLD BELIEVERS IN THE CRIMEA


On the basis of materials from the personal archive of the Moredov family and the stories of people close to him, the pages of the fate of Mama Russkaya village (now the village of Kurortnoye near Kerch) are recreated, and material about the life of the local Old Believers is introduced into circulation. Episodes related to the behavior of the Old Believers during the years of the Great Patriotic War, their family life, way of life, rituals and education are taken to the center of scientific narration.