Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

Керченский морской технический колледж

Как прекрасен наш край и суров,

Двух морей и любовь, и борьба.

Двадцать шесть легендарных веков И великих народов судьба!

А.И. Типаков


Между двух морей раскинулся легендарный город-герой Керчь. Судьба города неразрывно связана с Керченским морским техническим колледжем. Это одно из старейших учебных заведений города, открылось 21 августа 1884 г. как городское ремесленное училище, а впоследствии Керченская школа Морского ученичества (КШМу). На протяжении своей истории училище неоднократно меняло названия. После войны это ремесленное училище № 2 (РУ № 2), с 1963 г. - Керченское городское профессионально-техническое училище № 12 (ГПТУ № 12), сегодня - Керченский морской технический колледж (КМТК). Уже 132 года он готовит специалистов для морского флота. В памяти
каждого из нас, выпускников, остается та светлая частичка жизни, которую мы вспоминаем с благодарностью о тех, кто нам ее подарил.


К удовольствию города и благу детей


История создания училища слож­на и уходит корнями в период конца XVIII века. «Мысль об открытии ре­месленного училища в г. Керчи воз­никла в 1882 году. 7 августа 1883 г. попечитель Одесского учебного округа утвердил Устав училища, а 21 августа 1884 г. к удовольствию города и благу детей беднейшего класса населения совершилось от­крытие его». (Из отчета смотрителя Керченского ремесленного училища В.П. Войкова за 1890 г.).


В училище принимались дети мужского пола, по преимуществу из жителей Керчь-Еникальского гра­доначальства в возрасте 12-16 лет. Располагалось училище по улице Феодосийской (ныне ул. Пирогова). Училищем руководил Попечитель­ский совет. Существовали отделе­ния: слесарно-кузнечное и токарно- столярно-колесное.


Учащиеся изучали предметы: Закон Божий, русский язык, ариф­метику, географию, физику, тех­нологию металла, рисование, чер­чение, слесарно-кузнечное дело, деревообработку.



В ноябре 1921 года на базе бывшего ремесленного училища открылась профессиональная тех­ническая школа, которая обучала слесарно-токарному мастерству. В основном выпускники профшколы работали в городском хозяйстве Керчи на металлургическом заво­де им. П.Л. Войкова, в мастерских торгового порта, на водном транс­порте.


В июле 1930 г. на базе Керчен­ской профшколы и курсов по под­готовке плавсостава для Азовского пароходства создается Керченская школа Морского ученичества.


В ноябре 1940 г. школа преобра­зовывается в ремесленное училище № 4. В ноябре 1941 года училище во главе с директором П.Г. Плетневым было эвакуировано в Куйбышев.  В августе 1944 г., после освобожде­ния Керчи и Крымского полуострова от немцев, на базе старого училища открылось ремесленное училище №  2. В первом послевоенном наборе в 1944 г. было 250 учащихся, из них 50 девушек.


В разное время с начала осно­вания училища вели курс обучения грамотные, знающие свое дело преподаватели: В.П. Войков, Л.П. Войков, П.А. Аврамов, В.И. Ахити- нович, П.П. Лосиевский, Г. Карпов, И. Ярошенко, В.И. Антонович, Д.Г. Говоров, А.Ф. Языков, мастера М.Г. Ярошенко, И.И. Ступецкий, В.Г. Задорожнюк, В.А. Морянек, Лодзинский. В мастерских учили­ща помогали мастерам в обучении воспитанников два подмастера и два молотобойца. Занятия прово­дились по недельному расписанию уроков. План обучения учеников в мастерских был следующим: обу­чение первоначальному ремеслу; обучение на простейших изделиях для продажи и для коллекции мо­делей; обучение ремеслу на изго­товление сложных предметов для продажи. Важно отметить, что уже в 1887 году мастерские училища дали прибыль на сумму 2494 рубля, что позволило назначить стипендию хо­рошо успевавшим ученикам Федору Шлюгеру и Петру Корецкому. Часть средств была направлена на улуч­шение материально-технической базы мастерских. Директор народ­ных училищ Таврической губернии действительный штатский советник А.Н. Дехо отмечал, что изделия Кер­ченского ремесленного училища не отличаются от лучших фабричных работ.


В отчетах за данный период ука­зывалось, что расходы на обучение одного учащегося составляли:

  • по общеобразовательным предметам - 90 руб. 40 коп.;
  • по ремеслу - 49 руб. 04 коп.;
  • итого: 139 руб.44 коп.


А среднегодовой заработок одного ученика составлял 80 рублей. Керчь-Еникальский градоначальник контр-адмирал Е.М. Колотовский выразил училищу признательность за высокий уровень подготовки учащихся: «Я посетил Керченское ремесленное училище и с особым удовольствием присутствовал на занятиях воспитанников и задавал им теоретические и практические вопросы, на которые они отвечали быстро, разумно и толково. Кроме того, посетил мастерские и рас­сматривал их работы, которые меня поразили и привели в окончатель­ный восторг». Училище посещали: окружной инспектор по Одесскому округу статский советник В.И. Филиматистский, инспектор народных училищ Крыма статский советник М.И. Иващенко, председатель Сим­феропольского окружного суда дей­ствительный статский советник И.А. Востовский и др.


Революция


Важно подчеркнуть, что станов­ление и развитие училища проходи­ли в сложный исторический период. Ремесленное училище не осталось в стороне от революционных со­бытий, которые охватили Россию в 1904-1905 годах. Близкое отно­шение к учебному заведению имел Петр Войков, здесь работали его отец и дядя. Он сумел организовать социал-демократический кружок из учащихся ремесленного учили­ща, в который входили: Александр Хворостин, Илья Громозда, Иван Щербина, Саломон Блейх, Сергей Игнатьев и др. Почти все они ста­ли активными революционерами, участниками Октябрьской револю­ции 1917 года.

Происходящие процессы нега­тивно отразились и на деятельно­сти училища. В 1919 году состоялся последний выпуск. Белогвардей­ские войска, отступая из Керчи, увели все торговые суда, востре­бованность специалистов морских профессий сократилась. С трудом удалось сохранить материальную базу, на основе которой в 1921 году открылась профессиональная школа.


Много трудностей встретилось на пути первого начальника про­фтехшколы Георгия Степанови­ча Райкова - изыскание средств, восстановление разрушенных сто­лярных мастерских, приобретение инструмента, инвентаря и обору­дования. Шефство над училищем взяла комсомольская организация города, которая помогла провести первый набор учащихся из 30 че­ловек. Первыми учениками школы были комсомольцы Леонид Поли­щук, Семен Брейнборд, Петр Моли- бога, Михаил Корш, Виктор Корнев, Андрей Алексеев, направленные на учебу уездным комитетом комсомо­ла. В 1923 году в профтехучилище обучалось 150 учащихся. Были рас­ширены учебные классы и восста­новлены мастерские.     


С каждым годом крепла и на­бирала силы советская страна. Раз­вивались промышленность и флот. Азовскому пароходству требовались кадры для работы на судах. Поэтому в 1930 году на его базе была соз­дана Керченская школа морского ученичества. Организационные ра­боты, учебный процесс и проведе­ние практических занятий было воз­ложено на Г.А. Задорожного и Г.И. Мартынова, бывших выпускников  ремесленного училища. Училище было перенесено и располагалось в двух корпусах по ул. Айвазовского и Набережной, 2.


Первый набор - это 150 чело­век, шесть учебных групп по 25 человек. 1 сентября 1930 года на­чались занятия по специальностям: судовые машинисты, судовые элек­трики, слесарь по ремонту судов, матросы-плотники, котельщики, электросварщики. В дальнейшем количество учащихся увеличили до 200 человек, а производственную практику учащиеся проходили на судах технического флота Азов­ского пароходства и в Керченском морском торговом порту. На вы­соком уровне были организованы учебный процесс, воспитательная и спортивно-массовая работа.


В ноябре 1940 года на основа­нии Указа Президиума Верховного Совета СССР о создании в стране системы трудовых резервов для подготовки высококвалифициро­ванных рабочих кадров массовых профессий КШМу была переимено­вана в ремесленное училище № 4 (РУ № 4). Профессии, по которым велась подготовка учащихся, были сохранены. Директором училища был назначен Петр Гаврилович Плетнев, заместителем по учебно­производственной работе - С. Олевинский, старшим мастером - Г.В. Глеков. В первый год было принято 300 человек учащихся, что составило 12 групп по 25 че­ловек. РУ № 4 продолжало гото­вить специалистов по профессиям: слесари-судоремонтники, судовые машинисты, мотористы-дизелисты, матросы-плотники, столяры, тока­ри, судовые электрики. К 1 сентя­бря 1941 года контингент учащихся достиг 500 человек.


Война


22 июня 1941 года грянула Ве­ликая Отечественная война. В пер­вые дни войны многие сотрудники были призваны в ряды Красной ар­мии, среди них С. Олявинский, Г.В. Глеков, Л.Т. Ященко, В.С. Луценко и др. Директор Керченского судоре­монтного завода Сергей Герасимо­вич Удалов обратился к директору РУ № 4 с просьбой увеличить вре­мя производственной практики уча­щихся на СРЗ, сделать так, чтобы группы меняли друг друга через не­делю, чтобы ежедневно на заводе работало не менее 150 учащихся. Они становились за станки, заменяя рабочих, ушедших на фронт, изготавливали гранаты, токари обрабатывали болванки снарядов и мин. Судовые машинисты, мото­ристы, матросы вместе с рабочими переоборудовали рыбацкие суда, катера, баркасы для военных нужд. По решению Крымского Совнар­кома в начале войны из училища в Севастополь была отправлена группа учащихся. На морском за­воде имени Серго Орджоникидзе они занимались ремонтом боевых кораблей Черноморского флота. В конце октября 1941 года решени­ем Керченского городского коми­тета обороны училищу предстояла эвакуация. 4 ноября 1941 года 80 учащихся во главе с директором П.Г. Плетневым, комендантом О.В. Зиминой, заведующим библиоте­кой В.К. Кузминым были эвакуиро­ваны.


Возрождение


11 апреля 1944 года по решению Крымского управления трудовых резервов в Керчи на базе РУ № 4 с 1 сентября 1944 года должно было возобновить работу ремесленное училище № 2 по ул. Набережной, 2. Перед вновь назначенным дирек­тором РУ № 2 Евгением Израиле­вичем Завесовым была поставлена задача до 1 августа провести набор учащихся в количестве 300 человек. 1 сентября все сотрудники и учащи­еся приступили к работе и учебе. В период учебного процесса шло вос­становление своими силами учеб­ных классов, мастерских, общежи­тия, столовой. Все учащиеся были разбиты на бригады: одни учились, другие работали, третьи изыски­вали строительные материалы. В 1945 году через Азовское пароход­ство удалось добиться, чтобы все учащиеся получили морскую фор­му. В течение первого года была открыта библиотека, установлена радиоточка. По итогам первого по­слевоенного учебного года учили­ще стало одним из лучших училищ трудовых резервов Крымской обла­сти. В 1946 году после демобилиза­ции вернулся в училище директор П.Г. Плетнев, проработавший до 1961 года. В '1953 году в училище на должность заместителя дирек­тора по учебно-производственной работе возвратился Г.В. Глеков, ко­торый работал до 1968 года.



Несмотря на тяжелые после­военные годы, коллектив училища был дружный, сплоченный, полностью отдавал себя делу обучения и воспитания учащихся. История данного учебного заведения много­гранна, богата событиями, фак­тами, но главное богатство - это педагогический персонал: Галина Николаевна Шеленкова, препо­даватель спецдисциплин, прора­ботала в училище более 30 лет, Маргарита Семеновна Буринская, преподаватель общетехнических дисциплин, проработала в учили­ще более 30 лет, Виктор Иванович Еланский в училище проработал с 1957 по 1989 год преподавателем морских дисциплин, Евгений Ива­нович Никишин с 1961 года препо­давал физическое воспитание. Ве­сомый вклад в подготовку кадров внесли преподаватели: общество- мастер производственного обуче­ния в группе слесарей, Владимир Иванович Рудь и Леонид Иванович Мамаев - мастера обучения в груп­пах матросов-столяров, Максим Владимирович Сиделко - мастер производственного обучения груп­пы судовых машинистов, судовых мотористов, Федор Михайлович Краченко подготовил более 250 специалистов, проработал более 20 лет, награжден грамотами ЦК ВЛКСМ и ЦК ЛКСМУ.



В 1961 году директором учили­ща был назначен Константин Семе­нович Генфельбай, проработавший в училище с 1946 по 1966 год ма­стером производственного обуче­ния, старшим мастером и пять лет директором. Константин Семенович - ветеран Великой Отечественной войны, принимал участие в обо­роне Москвы и Ленинграда, с боя­ми дошел до Берлина. Он открыл новую эру в обучении специали­стов, укрепил материальную базу, установил тесную связь училища с базовым предприятием, что дало возможность повысить уровень про­изводственного обучения на базо­вом предприятии - Керченском СРЗ. Выпускники училища - это те моло­дые люди, кто грыз гранит науки и обучался профессии, это те, кто на­чинал свой жизненный путь в стенах училища и продолжил его на пред­приятиях города и страны, на судах различных морских пароходств, су­достроительных и судоремонтных заводах. Ежегодно училище переда­вало на предприятия страны около 200 молодых специалистов, которые работали от Калининграда до Кам­чатки, включая судостроительные заводы «Море», Николаевский-на- Амуре, «Залив», Керченский СРЗ, Рижский СРЗ, Калининградский СРЗ и др., Черноморское, Азовское, Дунайское морские пароходства, управления рыбного хозяйства Кер­чи, Севастополя, Одессы.


Законом, принятым Верховным Советом СССР в декабре 1959 года, Главное управление трудовых ре­зервов при Госплане СССР было преобразовано в Государственный комитет СССР по профессионально- техническому образованию. Учили­ще было переименовано в городское профессиональное техническое учи­лище № 12 (ГПТУ № 12) со сроком обучения 2 года. К этому времени училище располагало мощной учеб­ной и материально-технической ба­зой. Хуже обстояли дела с основными фондами: учебными корпусами и общежитием. В конце 1972 года вышло постановление ЦК КПСС и советского правительства «О даль­нейшем совершенствовании систе­мы профессионально-технического образования». Одним из основных пунктов был вопрос о капитальном строительстве новых зданий для профтехучилищ. В 1975 году после небольших проволочек были вы­делены средства и началось строи­тельство учебного корпуса ГПТУ № 12 на 600 учащихся. В 1981 году учебный комплекс был построен и введен в эксплуатацию. Сегодня это одно из лучших учебных заведений города. Четырехэтажный учебный корпус со светлыми, просторными учебными кабинетами, в нем 22 ау­дитории, 2 лаборатории, актовый и спортивный залы, столовая, двух­этажный корпус учебных мастер­ских, где расположены 2 слесарные мастерские, токарная, мастерская электриков, столярная мастерская, дизельный класс, кузнечный уча­сток, электросварочный участок.



Сегодня это Керченский мор­ской технический колледж, который возглавляет опытный специалист, директор Виктор Павлович Чернопятов, окончивший в 1973 году Ле­нинградский ордена Ленина кора­блестроительный институт (сегодня Санкт-Петербургский государствен­ный морской технический универ­ситет), факультет машиностроения. Долгое время проработал на руко­водящих должностях Керченского СРЗ.


КМТК - это 713 учащихся и 29 групп морского профиля, которые объединены в три образователь­ные площадки. Это подготовка спе­циалистов среднего звена на базе основного общего образования (9 классов) и среднего общего обра­зования (11 классов). Очная форма обучения:

  • Судовождение - Квалификация — техник-судоводитель. 

  • Эксплуата­ция судовых энергетических уста­новок - Квалификация — техник- судомеханик.


  • Подготовка квалифицированных рабочих кадров: сварщик, токарь- универсал, электрик судовой, ма­трос, моторист.

Сегодня Керченский морской технический колледж про­должает славные традиции старей­шего учебного заведения страны по подготовке кадров морского профи­ля и под флагом Российской Феде­рации.


Михаил МОРЕХОДОВ, действительный член Петровской академии наук и искусств